15
Орехова Елена Николаевна
Костромской государственный университет
Салманова Жала
Азербайджанский университет языков
Видеоконференция как ресурс развития языковой и межкультурной компетенций студентов вуза
Орехова Е.Н., Салманова Ж. Видеоконференция как ресурс развития языковой и межкультурной компетенций студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, No. 4. С. 110-116. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-110-116
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-110-116
УДК: 378:004.738.5
EDN: QXHMDY
Дата приема статьи в публикацию: 27.11.2023
Аннотация: В статье рассматривается вопрос совершенствования языковой и межкультурной компетенций студентов с использованием видеоконференции в учебно-образовательном процессе вуза. В контексте современных требований образовательного стандарта и методики преподавания обучение иностранному языку в вузе направлено на формирование и развитие межкультурной коммуникативной компетентности личности студента, определяющей способность применять полученные профессиональные знания и навыки к поведению и коммуникации в различных сферах деятельности. Языковая и межкультурная компетенции являются неотъемлемыми составляющими коммуникативной компетентности личности, обеспечивают владение набором целевых знаний и средств, необходимых для осуществления общения в зависимости от коммуникативной задачи с учетом правил, норм и традиций речевого и неречевого поведения представителей другой социокультурной среды. Результативность и эффективность формируемых в результате учебного процесса компетенций зависит от содержания образовательных программ, выбранных приемов, методов и средств организации обучения, отражающих тенденции и реалии современного поликультурного мира, основанного на интерактивном обмене знаниями и идеями средствами информационных коммуникационных технологий. В статье дается обоснование практической значимости применения видеоконференции на занятиях при изучении иностранного языка, основанное на методическом исследовании учебной деятельности студентов, целью которого было совершенствование языковой и межкультурной компетенций обучающихся в процессе виртуального общения с представителями других стран на тему восприятия национальных стереотипов о Франции и французах.
Ключевые слова: видеоконференция, межкультурная коммуникация, языковая компетенция, межкультурная компетенция, изучение иностранных языков, коммуникативные трудности, стереотипы, французский язык.
Список литературы: Белозерова А.А. https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/belozerova_a._a._141_147_6_183_2017.pdfПрименение метода тренинга в межкультурном иноязычном обучении и воспитании студентов-лингвистов (на материалах немецкого языка). URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/belozerova_a._a._141_147_6_183_2017.pdf (дата обращения: 19.12.2022). Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Москва, 1990. 246 с. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов. Москва: Академия, 2006. 336 с. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. Москва: Смысл, 1999. 532 с. Мацумото Д. Психология и культура. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 720 с. Мильруд Р.П. Компетентность в языковом образовании. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15597095_99775826.pdf (дата обращения: 19.12.2022). Назаренко А.Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение. Москва: Изд-во Московского университета, 2013. 271 с. Орехова Е.Н., Самохвалова А.Г. Динамика коммуникативных трудностей студентов, изучающих иностранный язык, в ситуациях межкультурного об¬щения // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 2. С. 76–78. Самохвалова А.Г. Развитие межкультурной коммуникативной компетентности детей и подростков: учеб. пособие. Кострома: Изд-во Костромского гос. ун-та, 2018. 172 с. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. Москва: Слово, 2000. 264 с. Фомин М.М. Формирование межкультурной компетенции в условиях диалога культур // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 5 (15). С. 95–99. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования 3++, приведенные в соответствие с требованиями Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 22 февраля 2018 г.: Приказ Министерства образования и науки РФ № 125. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/94 (дата обращения: 19.12.2022). Geneviève Zarate. Représentations de l'étranger et didactique des langues. Didier, 2003, 128 p. Martine A. Pretceille. L’Education interculturelle. Paris, PUF Publ., 1999, 128 р. Rose Marie Chaves, Lionel Favier, Soizic Pélissier. L’interculturel en classe, Grenoble, PUG Publ., 2012, 116 p.
Информация об авторе: Орехова Елена Николаевна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, orelena33@yandex.ru
Информация о соавторе: Салманова Жала, Азербайджанский университет языков, Баку, Азербайджан, salmanovajala@gmail.com