moss-va-vestnik-pip-2023-4.pdf |
- 6
- Возрастная динамика дифференцированности и иерархичности концепта Режиссер
- Мосс В.А. Возрастная динамика дифференцированности и иерархичности концепта Режиссер // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 4. С. 48-57. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-48-57
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-48-57
- УДК: 159.922.7
- EDN: TACEHT
- Дата приема статьи в публикацию: 21.11.2023
- Аннотация: Cтатья посвящена исследованию особенностей возрастной динамики меры дифференцированности и меры иерархичности концепта Режиссер на разных стадиях возрастного развития. В исследовании приняли участие 572 респондента в возрасте от 6 до 56 лет. Для выявления возрастной динамики анализировались результаты направленного ассоциативного эксперимента (стимульное слово Режиссер) и пиктографической методики. Полученные данные свидетельствуют о том, что по мере возрастного развития и освоения профессиональной деятельности отмечается достоверный рост меры дифференцированности и меры иерархичности от детской группы до группы ранней взрослости. После этого в зрелой группе респондентов стабилизируется мера дифференцированности, а мера иерархичности резко снижается. Предполагается, что с возрастом снижается творческая активность режиссера. Выдвинута гипотеза о том, что резкое падение меры иерархичности обусловлено спецификой выборки.
- Ключевые слова: режиссерские способности, концепт Режиссер, мера дифференцированности, мера иерархичности, стадии возрастного развития, кинорежиссура.
- Список литературы: Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. Москва: Смысл: Per Se, 2000. 685 с. Волкова Е.В. Психология специальных способностей: дифференционно-интеграционный подход. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 320 с. Волкова Е.В. Слово как фактор регуляции и концептуализации жизнедеятельности // Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. «Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики»; Калуга, 19–21 апреля. Калуга: ИП Якунин А.В., 2018. С. 215–223. Волкова Е.В. Технологии развития ментальных ресурсов. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН». 2015. С. 256. Волкова Е.В., Тен Е.А. Представления о работе как фрагмент индивидуальной картины мира в период ранней взрослости // Мир психологии. 2017. № 2 (90). С. 92–100. Волкова Е.В. Триединый аспект функционирования организации концепта: прошлое, настоящее и будущее // Мир психологии. 2013. № 2. С. 29–41. Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2 / сост. и ред. Н.И. Чуприкова, Е.В. Волкова. Москва: Языки славянских культур: Знак, 2014. 720 с. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. Москва: Наука, 1994. 335 с. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 416 с. Мосс В.А. Специфика развития и реализации режиссерских способностей в структуре индивидуальности // Мир психологии. 2016. № 1. С. 175–184. Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: Истоки, 2007. 250 с. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 288 с. Чуприкова Н.И. Время реакции человека: Физиологические механизмы, вербально-смысловая регуляция, связь с интеллектом и свойствами нервной системы. Москва: ИД ЯСК, 2019. 432 с. Kuvaeva I.O. & E.V. Volkova. Biochemical Correlates of Individual Differences in Coping Intelligence. Natural Systems of Mind, 2022, vol. 2, No. 2, pp. 18-34. Lehman H.C. Age and achievement. Princeton, NJ, Princeton University Press, 1953. Zickar M.J., & Slaughter J.E. Examining creative performance over time using hierarchical linear modeling: An illustration using film directors. Human Performance, 1999, vol. 12 (3-4), pp. 211-230.