3
Чернова Анастасия Игоревна
Московский техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина
Взаимосвязь понятийных способностей и Я-концепции личности в подростковом возрасте
Чернова А.И. Взаимосвязь понятийных способностей и Я-концепции личности в подростковом возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 4. С. 22-27. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-22-27
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-22-27
УДК: 159.922.7
EDN: SNHOXE
Дата приема статьи в публикацию: 10.11.2023
Аннотация: В статье проводится теоретический анализ психологических конструктов «понятийные способности» и «Я-концепция», рассматривается теоретическое обоснование взаимосвязи понятийных способностей, как проявления понятийного мышления, с формированием личности и её Я-концепции в подростковом возрасте. Приводятся теоретические аргументы в пользу этой взаимосвязи: в процессе формирования понятийного мышления и понятийных способностей происходит интеллектуализация всех функций и развивающихся качеств подростка; развиваются такие новообразования, как объективация и децентрация; возрастают способности к абстрагированию, которые определяют возрастание дифференциации личностных качеств, представлений о себе и развитие нового уровня их интеграции; происходит коренная перестройка личности, формирование морального сознания, включая отношения с другими людьми, повышаются адаптационные свойства личности, влияя на её социальное поведение. В статье указываются перспективы исследования с целью проверки предполагаемой взаимосвязи и установлении её характера математическими методами (корреляционный, регрессионный, факторный анализ).
Ключевые слова: понятийное мышление, понятийные способности, Я-концепция, абстрактность понятийной системы, конкретность понятийной системы, дифференцированность «Образа Я», интегрированность «Образа Я», подростковый возраст.
Список литературы: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Москва: «Прогресс», 1986. 420 с. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 432 с. Дутчина О.Б. Проблемы развития Я-концепции личности студента: монография. Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2017. 99 с. Евстифеева Е.А., Цуркан Д.А. Философско-антропологический анализ клипового сознания молодежи // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2020. № 3(37). С. 129-133. Емелин А.А. Понятийные и метакогнитивные способности подростков с разными формами дизонтогенеза: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2013. 127 с. Кирейчева Е.В. Взаимосвязь уровня сформированности Я-концепции и акцентуаций характера будущего специалиста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 61. С. 109-116. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2004. 192 с. Потапова Е.В., Рудакова Я.В., Калиновская К.С. Исследование особенностей мышления при решении клиповых и понятийных задач студентов высшей школы // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2020. №10. С. 88-92. Психология самосознания: хрестоматия / редактор-составитель - Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2020. 671 с. Трифонова А.В. Понятийные способности как основа индивидуального интеллектуального ресурса: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2015. 146 с. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. Москва: Ин-т психологии РАН, 2012. 287 с. Холодная М.А., Сиповская Я.И. Понятийные способности: теория, диагностика, эмпирика. М.: Институт психологии РАН, 2023. 172 с. Холодная М.А., Трифонова А.В., Волкова Н.Э., Сиповская Я.И. Методики диагностики понятийных способностей // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 3. С. 105-118. Холодная М.А., Хазова С.А. Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллектуальной деятельности и совладающего поведения // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 5. С. 5-17. Harvey O. J., Hunt D. E., Schroder H. M. Conceptual system and personality organization. NY: Wiley Sons, 1961.
Информация об авторе: Чернова Анастасия Игоревна, Московский техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина, Москва, Россия, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, nastasya-igorivna@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-6464-0387.