10
Редкина Мария Дмитриевна
Южный Федеральный университет
Максименко Александр Александрович
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Дейнека Ольга Сергеевна
Санкт-Петербургский государственный университет
Отношение старшеклассников к роли свидетеля кибербуллинга
Редкина М.Д., Максименко А.А., Дейнека О.С. Отношение старшеклассников к роли свидетеля кибербуллинга // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 3. С. 69-78. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3- 69-78
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3- 69-78
УДК: 373.5
Дата приема статьи в публикацию: 08.08.2023
Аннотация: Кибербуллинг как научная проблема является одной из популярных тем в зарубежной и отечественной литературе, но при этом основное внимание исследователей в первую очередь акцентируется на взаимоотношениях, возникающих между агрессором и жертвой. Цель исследования, результаты которого зафиксированы в статье, – выявление личностных характеристик, которые способствуют или препятствуют проявлениям адекватного поведения учащихся старших классов, ставших свидетелями ситуации кибербуллинга. Ключевым инструментом исследования был «Опросник поведения свидетелей кибербуллинга» (ПСК). Дополнительный анализ личностных особенностей старшеклассников осуществлялся путем «Опросника эмоционального интеллекта» и «Краткого опросника ‟темной триады” качеств»; также собирались социально-демографические сведения о респондентах. Всего в исследовании приняли участие 268 учащихся старших классов в возрасте от 16 до 18 лет (приблизительно ровное количество девушек и юношей). Исследование показало, что у данной возрастной группы преобладает адекватный тип восприятия ситуаций кибербуллинга, однако также были выявлены некоторые противоречия, фиксирующиеся в процессах взаимодействия между родителями и педагогами. Учащиеся юноши и девушки в возрасте 16–18 лет, обладающие более высоким уровнем эмпатии и эмоционального интеллекта, проявляют более адекватное отношение к роли свидетеля кибербуллинга, в то время как школьники, личности которых присущи элементы психопатической акцентуации, чаще проявляют неадекватное отношение в соответствующей ситуации. В заключении авторы делают вывод о том, что системная работа по развитию у старшеклассников навыков контроля агрессивного поведения с учетом всех личностных особенностей будет способствовать снижению количества проявлений насилия во взаимоотношениях внутри коллективов учащихся средней школы.
Ключевые слова: кибербуллинг, травля в Интернете, свидетель кибербуллинга, эмпатия, ценности личности, субклиническая психопатия, ролевое поведение, корреляты поведения свидетеля кибербуллинга
Список литературы: Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Максименко А.А. Кибербуллинг и виктимизация: обзор зарубежных публикаций // Перспективы науки и образования. 2020. Т. 4, № 5. С. 273–292. Духанина Л.Н. Инфраструктура одаренности, или Доживем ли до понедельника 2020 года? // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 31–40. Духанина Л.Н. Сотрудничество организаций дошкольного образования и родительской общественности в условиях современных вызовов // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 577–579. Духанина Л.Н. Ценности и жизненные приоритеты российских школьников // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология, социокинетика. 2020. № 2. С. 20–28. Духанина Л.Н., Максименко А.А. Вынужденная цифровизация школьного образования в России: родительская рефлексия // Научный результат. Сер.: Социология управления. 2021. Т. 7, № 2. С. 116–131. Духанина Л.Н., Максименко А.А. Просветительские запросы россиян // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 226–240. Духанина Л.Н., Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный учитель: удовлетворенность материальным статусом // Педагогическое образование в государствах – участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теории и практика // Материалы VII Междунар. науч.-практ. конференции / под общ. ред. И.И. Соколовой. 2014. С. 48–58. Егорова М., Ситникова М., Паршикова О. Адаптация Короткого опросника Темной триады // Психологические исследования. 2015. № 8 (43). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26165022 Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22. Солдатова Г., Рассказова Е., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. 2012. URL: http://psypublic.com/assets/files/EU-Kids-Online-II-in-Russia.pdf (дата обращения: 02.02.2023). Bai S., Reynolds B.M., Robles T.F., Repetti R.L. Daily links between school problems and youth perceptions of interactions with parents: A diary study of school-to-home spillover. Social Development, 2017, 26 (4), pp. 813-830. Baldry A.C., Farrington D.P., Sorrentino A. “Am I at risk of cyberbullying”? A narrative review and conceptual framework for research on risk of cyberbullying and cybervictimization: The risk and needs assessment approach. Aggression and Violent Behavior, 2015, vol. 23, pp. 36-51. Bauman S. Types of cyberbullying. Cyberbullying: What counselors need to know, 2015, 224 p. DOI: 10.1002/9781119221685 Brummert Lennings H.I., Bussey K. The mediating role of coping self-efficacy beliefs on the relationship between parental conflict and child psychological adjustment. Social Development, 2017, 26 (4), pp. 753-766. Calvete E., Orue I., Estévez A., Villardón L., Padilla P. Cyberbullying in adolescents: Modalities and aggressors’ profile. Computers in Human Behavior, 2010, 26 (5), pp. 1128-1135. Caravita S.C., Colombo B., Stefanelli S., Zigliani R. Emotional, psychophysiological and behavioral responses elicited by the exposition to cyberbullying situations: Two experimental studies. Psicología Educativa, 2016, vol. 22 (1), pp. 49-59. DeSmet A., Bastiaensens S., Van Cleemput K., Poels K., Vandebosch H., De Bourdeaudhuij I. Mobilizing bystanders of cyberbullying: an exploratory study into behavioural determinants of defending the victim. Annual review of cybertherapy and telemedicine, 2012, vol. 10, pp. 58-63. Elliott S. Parents' constructions of teen sexuality: Sex panics, contradictory discourses, and social inequality. Symbolic Interaction, 2010, vol. 33 (2), pp. 191-212. Elsaesser C., Russell B., Ohannessian C.M., Patton D. Parenting in a digital age: A review of parents' role in preventing adolescent cyberbullying. Aggression and violent behavior, 2017, vol. 35, pp. 62-72. Grigg D.W. Cyber-aggression: Definition and concept of cyberbullying. Journal of Psychologists and Counsellors in Schools, 2010, vol. 20 (2), pp. 143-156. Hackett L. The annual bullying survey 2017. Ditch The Label-your world, prejudice free, 2017, 26 р. Jaskyte K. The impact of organizational socialization tactics on role ambiguity and role conflict of newly hired social workers. Administration in Social Work, 2005, 29 (4), pp. 69-87. Karmakar S., Das S. Understanding the rise of Twitter-based cyberbullying due to COVID-19 through comprehensive statistical evaluation. In Proceedings of the 54th Hawaii international conference on system sciences. 2021. URL: https://www.researchgate.net/publication/348630707_Understanding_the_Rise_of_Twitter-Based_Cyberbullying_Due_to_COVID-19_through_Comprehensive_Statistical_Evaluation (дата обращения: 02.02.2023). Kulis S., Marsiglia F.F., Nagoshi J.L. Gender roles, externalizing behaviors, and substance use among Mexican-American adolescents. Journal of social work practice in the addictions, 2010, vol. 10 (3), pp. 283-307. La Greca A.M., Harrison H.M. Adolescent peer relations, friendships, and romantic relationships: Do they predict social anxiety and depression? Journal of clinical child and adolescent psychology, 2005, vol. 34 (1), pp. 49-61. Li Q. New bottle but old wine: A research of cyberbullying in schools. Computers in human behavior, 2007, vol. 23 (4), pp. 1777-1791. Menesini E., Nocentini A., Palladino B.E., Frisén A., Berne S., Ortega-Ruiz R., Smith P.K. Cyberbullying definition among adolescents: A comparison across six European countries. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 2012, vol. 15 (9), pp. 455-463. Modecki K.L., Minchin J., Harbaugh A.G., Guerra N.G., Runions K.C. Bullying prevalence across contexts: A meta-analysis measuring cyber and traditional bullying. Journal of Adolescent Health, 2014, vol. 55 (5), pp. 602-611. Olenik-Shemesh D., Heiman T. Cyberbullying Victimization in Adolescents as Related to Body Esteem, Social Support, and Social Self-Efficacy. Journal of Genetic Psychology, 2017, Jan-Feb, vol. 178 (1), pp. 28-43. Olweus D., Limber S.P. Some problems with cyberbullying research. Current opinion in psychology, 2018, vol. 19, pp. 139-143. Owens D., Horrocks J., House A. Fatal and non-fatal repetition of self-harm: systematic review. The British Journal of Psychiatry, 2000, vol. 181 (3), pp. 193-199. Patchin J.W., Hinduja S. Bullies move beyond the schoolyard: A preliminary look at cyberbullying. Youth violence and juvenile justice, 2006, vol. 4 (2), pp. 148-169. Paulhus D.L., Williams K.M. The Dark Triad of personality: Narcissism, Machiavellianism and psychopathy. Journal of Research in Personality, 2002, vol. 36 (6), pp. 556-563. Runions K.C., Bak M., Cross D. Cyber aggression. Encyclopedia of adolescence, 2016, pp. 1-10. Sari S.V., Camadan F. The new face of violence tendency: Cyber bullying perpetrators and their victims. Computers in human behavior, 2016, vol. 59, pp. 317-326. Smith P.K. Bullying: Definition, types, causes, consequences and intervention. Social and Personality Psychology Compass, 2016, vol. 10 (9), pp. 519-532. Tokunaga R.S. Following you home from school: A critical review and synthesis of research on cyberbullying victimization. Computers in human behavior, 2010, vol. 26 (3), pp. 277-287. Van Cleemput K., Vandebosch H., Pabian S. Personal characteristics and contextual factors that determine “helping”, “joining in” and “doing nothing” when witnessing cyberbullying. Aggressive behavior, 2014, vol. 40 (5), pp. 383-396. Ybarra M.L., Mitchell K.J. Online aggressor/targets, aggressors, and targets: A comparison of associated youth characteristics. Journal of child Psychology and Psychiatry, 2004, vol. 45 (7), pp. 1308-1316. Wang J., Iannotti R., Luk J. Patterns of adolescent bullying behaviors: Physical, verbal, exclusion, rumor, and cyber. Journal of School Psychology, 2012, vol. 7, pp. 1-14. Willard N.E. Cyberbullying and cyberthreats: Responding to the challenge of online social aggression, threats, and distress. Research press. 2007.
Информация об авторе: Редкина Мария Дмитриевна, Южный Федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, mariaredkina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3772-7804.
Информация о соавторе: Максименко Александр Александрович, доктор социологических наук, кандидат психологических наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, Maximenko.Al@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-0891-4950.
Информация о соавторе: Дейнека Ольга Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, osdeyneka@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8224-2190.