13
Мисиюк Юлия Викторовна
Костромской государственный университет
Тихонова Инна Викторовна
Костромской государственный университет
Хазова Светлана Абдурахмановна
Костромской государственный университет
Факторы стрессогенности родительской роли у «интенсивных» родителей
Мисиюк Ю.В., Тихонова И.В., Хазова С.А. О некоторых факторах стрессогенности родительской роли у «интенсивных» родителей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 3. С. 99-108. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3- 99-108
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3- 99-108
УДК: 159.9:316.6
Дата приема статьи в публикацию: 08.09.2023
Аннотация: В исследовании представлены результаты двухэтапного исследования взаимосвязи родительской удовлетворенности, базисных личностных и родительских убеждений-верований со стрессогенностью родительской роли в контексте интенсивных воспитательных практик на выборке (N = 287) родителей. Целью исследования является изучение особенностей родительского стресса у «интенсивных» родителей, а также поиск факторов, оказывающих влияние на стрессогенность родительской роли. На первом этапе исследования выделяются три эмпирические группы родителей в зависимости от выраженности установок на интенсивное родительство, описываются характеристики родительского благополучия среди «вовлеченных», «интенсивных» и «отстраненных» родителей. На втором этапе исследования рассматриваются факторы стрессогенности в группах с выраженностью установок на интенсивные родительские практики – «интенсивных» и «отстраненных» родителей. Установлено, что неудовлетворенность родительством выступает как значимый признак или механизм развития родительского стресса независимо от установок и практик воспитания. Факторами защиты от стреcсогенности родительской роли «интенсивных» родителей выступают: 1) позитивные базовые личностные представления о себе, о мире как выражение «образа Я», отражающие самооценку личности. Базисные личные убеждения снижают родительский стресс и его компоненты и повышают удовлетворенность родительством; 2) позитивные родительские верования-убеждения, связанные с уверенностью в себе как родителе. Иначе говоря, негативное влияние родительских стресс-факторов определяется не только их интенсивностью, но и субъективным контекстом восприятия родительства как жизненной сферы и социальной роли, себя в этой роли.
Ключевые слова: родительство, интенсивное родительство, родительский стресс, удовлетворенность родительством, базисные убеждения личности, родительские убеждения-верования.
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00678, https://rscf.ru/project/22-28-00678
Список литературы: Захарова Е.И. Условия становления негативного отношения современных женщин к материнской роли // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 1. С. 44–49. Куфтяк Е.В. Диагностика удовлетворенности родительством. Москва: Перспектива, 2016. 27 с. Мисиюк Ю.В., Тихонова И.В. Русскоязычная версия «Шкалы родительского стресса»: результаты первичной оценки внутренней надежности и валидности // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. Т. 9, № 101. С. 58–66. DOI: 10.24158/spp.2022.9.9 Мисиюк Ю.В., Тихонова И.В., Хазова С.А. Интенсивное материнство в контексте родительского стресса // Вопросы психологии. 2022. Т. 68, № 3. С. 71–81. Мисиюк Ю.В., Хазова С.А. Исследование выраженности установок на интенсивное родительство у российских женщин // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 91–98. DOI: 10.34216/2073-1426-2021-27-3-91-98 Падун М.А., Котельникова А.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 4. С. 98–106. Черткова Ю.Д., Зырянова Н.М. Взаимосвязь базисных убеждений с диспозиционными чертами личности, локусом контроля и удовлетворенностью жизнью // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019. Т. 1, № 3. С. 775–789. Abidin R. The Determinants of Parenting Behavior. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, 1992, vol. 21, No. 4, pp. 407-412. https://doi.org/10.1207/s15374424jccp2104_12. 3 Bloomfield L., Kendall S. Parenting self-efficacy, parenting stress and child behaviour before and after a parenting programme. Primary health care research & development, 2012, vol. 84, No. 4, pp. 364-372. Bornstein M.H., Hendricks C., Hahn C.S., Haynes O.M., Painter K.M., Tamis-LeMonda C.S. Contributors to self-perceived competence, satisfaction, investment, and role balance in maternal parenting: A multivariate ecological analysis. Parenting: Science and Practice, 2003, vol. 3, No. 4, pp. 285-326. https://doi.org/10.1207/s15327922par0304_2 Crnic K., Ross E. Parenting stress and parental efficacy. Parental stress and early child development. Springer, Cham, 2017, pp. 263-284. Elliott S., Powell R., Brenton J. Being a good mom: Low-income, black single mothers negotiate intensive mothering. Journal of family issues, 2015, vol. 36, No. 3, pp. 351-370. Heys S. The cultural contradiction of motherhood. London, New Haven, Yale University Press, 1998. XX р. Mikolajczak M., Raes M.E., Avalosse H., Roskam I. Exhausted parents: Sociodemographic, child-related, parent-related, parenting and family-functioning correlates of parental burnout. Journal of Child and Family Studies, 2018, vol. 27, No. 2, pp. 602-614. Respler-Herman M., Mowder B.A., Yasik A.E. et al. Parenting Beliefs, Parental Stress, and Social Support Relationships. J Child Fam Stud, 2012, vol. 21, рр. 190-198. https://doi.org/10.1007/s10826-011-9462-3 Rizzo K.M., Schiffrin H.H., Liss M. Insight into the Parenthood Paradox: Mental Health Outcomes of Intensive Mothering. Journal of Child and Family Studies, 2012, vol. 22, pp. 614-620. https://doi.org/10.1007/s10826-012-9615-z Ruppanner L, Perales F, Baxter J. Harried and unhealthy? Parenthood, time pressure, and mental health. Journal of Marriage and Family, 2019, vol. 81, No. 2, рр. 308-326. DOI: 10.1111/jomf.12531
Информация об авторе: Мисиюк Юлия Викторовна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, misiyk@ysmu.ru, ORSID 0000-0003-3257-1978
Информация о соавторе: Тихонова Инна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, inn.007@mail.ru, ORSID 0000-0001-7756-0610
Информация о соавторе: Хазова Светлана Абдурахмановна, доктор психологических наук, профессор, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, s_hazova@ksu.edu.ru, ORSID 0000-0002-7777-2135