19
Филиппова Евгения Михайловна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Рыбанов Александр Александрович
Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
Свиридова Ольга Викторовна
Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
Методическая система выравнивающего обучения студентов информатике при подготовке технических специалистов по направлениям 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» и 09.03.04 «Программная инженерия»
Филиппова Е.М., Рыбанов А.А., Свиридова О.В. Методическая система выравнивающего обучения студентов информатике при подготовке технических специалистов по направлениям 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» и 09.03.04 «Программная инженерия» // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 3. С. 149-154. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-149-154
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-149-154
УДК: 378:004
Дата приема статьи в публикацию: 07.09.2023
Аннотация: В статье представлена методическая система выравнивающего обучения студентов информатике при подготовке технических специалистов по направлениям 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» и 09.03.04 «Программная инженерия», построенная на основе этапной модели методики выравнивания знаний, умений и навыков студентов по использованию информационных технологий вследствие их разной подготовки на предыдущей ступени и включающая адаптационный, выравнивающий и контрольный этапы. Проведен анализ понятия методической системы с разных позиций. Предложенная методическая система выравнивающего обучения студентов информатике при подготовке будущих IT-специалистов определена целями, содержанием, формами, методами и средствами обучения. Авторами обосновано, что целевой компонент является системообразующим и определяет функции остальных компонентов системы, его необходимо рассматривать как систему целей на трех уровнях: интегративная цель, этапная цель, операционная цель. Показано, что содержательный компонент методической системы выравнивающего обучения направлен на формирование теоретических и практических знаний по дисциплине, определены теоретические разделы для изучения, практические задания для выполнения на лабораторном практикуме и задания контрольной работы для проверки знаний и умений студентов. Приведены примеры заданий контрольной работы. Описан процессуальный компонент методической системы выравнивающего обучения, включающий методы, формы и средства, способствующие достижению целей методической системы.
Ключевые слова: методическая система, студенты технических вузов, выравнивающее обучение информатике, этапная модель
Список литературы: Ахсутова А.А. Методическая система обучения студентов информатике // Alatoo Academic Studies. 2019. № 4. С. 86–98. Баранова О.А., Самойленко П.И., Жужжалов В.Е. Построение методической системы обучения студентов втузов информатике // Научные исследования в образовании. 2010. № 1. С. 8–10. Григорьева М.А. Методическая система обучения использованию мобильных образовательных систем при подготовке педагогов // Вестник МГПУ. Сер.: Информатика и информатизация образования. 2005. № 4. С. 32–34. Гутгарц Р.Д. Опыт преподавания дисциплины «Проектирование информационных систем» в техническом вузе // Высшее образование сегодня. 2022. № 9. С. 48–55. Китаевская Т.Ю. Проектирование методической системы обучения информатике в вузе с использованием компьютерно-ориентированной технологии // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. 2010. Т. 15, № 6. С. 1858–1867. Мезенцева А.И. Конкурентоспособный специалист технического профиля образовательной организации высшего образования // Электронный научный журнал. 2021. № 1 (39). С. 45–46. Полякова Л.С. К вопросу о качестве профессиональной подготовки современного специалиста с высшим техническим образованием // Молодёжный вестник Новороссийского филиала Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2022. Т. 2. № 1 (5). С. 74–77. Филиппова Е.М. Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Информатика». Волжский, 2022. 37 с. Филиппова Е.М. Разработка методики выравнивающего обучения студентов информатике // Сборник трудов XX науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава ВПИ (филиал) ВолгГТУ. Волгоград, 2021. С. 67–69. Филиппова Е.М., Рыбанов А.А., Свиридова О.В. Разработка этапной модели методики выравнивающего обучения студентов вузов по информатике // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 47.
Информация об авторе: Филиппова Евгения Михайловна, кандидат педагогических наук, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград, Россия, em_filippova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4620-1313
Информация о соавторе: Рыбанов Александр Александрович, кандидат технических наук, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, Волжский, Волгоградская область, Россия, rybanoff@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8638-9998
Информация о соавторе: Свиридова Ольга Викторовна, кандидат технических наук, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, Волжский, Волгоградская область, Россия, osviridova@inbox.ru, https://orcid.org/0009-0006-2658-590X