8
Достанов Михаил Михайлович
Институт психологии Российской академии наук
Сравнение спонтанной и тематической игр современных дошкольников
Достанов М.М. Сравнение спонтанной и тематической игр современных дошкольников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 3. С. 54-61. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3- 54-61
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3- 54-61
УДК: 373.2
Дата приема статьи в публикацию: 15.06.2023
Аннотация: В статье приводятся результаты исследования особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста в двух типах игр, спонтанной и тематической, с направляющей помощью взрослого. Актуальность исследования обусловлена изменениями, которые претерпевает структура и организация современной игры дошкольников. Целью данного исследования являлось изучение особенностей спонтанной игры современных детей и их сравнение с особенностями, проявляющимися в игре, в которой взрослый оказывает детям направляющую помощь. В исследовании приняли участие 71 учащийся государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы в возрасте от 4 до 6 лет. Основным методом исследования являлось включенное наблюдение за игровой деятельностью детей. Результаты исследования показали, что направляющая помощь взрослого способствует большему усложнению структуры игры: сюжету, ролям и пр. Поимо этого было обнаружено, что сюжет без четких границ и обобщенная роль, подразумевающая под собой множество других ролей, также способствуют развитию структуры игры и поддерживают игровую мотивацию детей. В большинстве свободных игр сложные сюжеты и ярко выраженные роли отсутствовали. В подавляющем большинстве сюжеты игр представляли собой выполнение отдельных шаблонных, стереотипных действий с предметами. Ход игр часто прерывался из-за переключения детей на посторонние раздражители, никак не связанные с игрой. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения современной игры дошкольников и роли взрослого в ней.
Ключевые слова: дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, роль, спонтанная игра, свободная игра, тематическая игра, ролевое поведение, дошкольник, игра.
Список литературы: Катанаева К.В. Игра как средство познания и развития ребенка // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 нояб. 2017 г.); редкол. О.Н. Широков и др. Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 158–161. Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников: неоправданность педагогических ожиданий // Ребенок в детском саду. 2012. № 1. С. 2-9. Короткова Н.А. Формы игры в образовательном процессе детского сада // Ребенок в детском саду. 2010. № 4. С. 2-8. Лазаренко Е.Н., Патрина Т.И. Игра в жизни современного дошкольника // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. 2019. № V5. URL: http://e-koncept.ru/2019/196045.htm (дата обращения: 17.11.2022). Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. Москва: Педагогика, 1990. 160 с. Новоселова С.Л., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова К.В. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника // Психологическая наука и образование. 1996. Т. 1, № 3. С. 64-70. Рябкова И.А. Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с разными материалами // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 3. C. 12–19. Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 6. С. 75-84. Рябкова И.А., Шеина Е.Г. Ролевое замещение дошкольников в игре с образными игрушками // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 1. С. 41–50. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. Т. 15, № 3. С. 62–70. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образование. 2013. № 3. С. 92–98. Смирнова Е.О., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Рябкова И.А. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 1. С. 4–14. Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. Т. 10, № 2. С. 76–86. Тарасова Ю.И. Актуальные проблемы игровой деятельности в современном мире // Молодой ученый. 2020. № 2 (292). С. 412–415. URL: https://moluch.ru/archive/292/66092/ (дата обращения: 16.09.2022). Чернявская В.С., Ахмадуллина О.В. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. 2016. № V1. URL: http://e-koncept.ru/2016/16003.htm (дата обращения: 15.06.2023). Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. Москва: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. 360 с. Rubin K.H., & Coplan R.J. Social and nonsocial play in childhood: An individual differences perspective. State University of New York Press, 1998, pp. 144-170. Rũgendo F.G. A Discussion on Basic Virtues and Crisis in the Child’s Developmental Stages. European Journal of Research in Social Sciences, 2019, 7 (4), рр. 26-32. Whitebread D. The Importance of Play: A Report on the Value of Children's Play with a Series of Policy Recommendations. Toy Industries of Europe, 2012, p. 55. Whitebread D., Coltman P., Jameson H., & Lander R. Play, cognition and self-regulation: What exactly are children learning when they learn through play? Educational and Child Psychology, 2009, 26 (2), рр. 40-52.
Информация об авторе: Достанов Михаил Михайлович, Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия, dostanov3@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4081-9606