14
Брагина Елена Александровна
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Еремина Лариса Ивановна
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Совладающее поведение учителей начальной школы с различным профессиональным стажем
Брагина Е.А., Еремина Л.И. Совладающее поведение учителей начальной школы с различным профессиональным стажем // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 3. С. 109-116. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-109-116
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3- 109-116
УДК: 373.5
Дата приема статьи в публикацию: 11.09.2023
Аннотация: В статье представлен анализ совладающего поведения учителей начальных классов с различным педагогическим стажем: до 5 лет, 5–15, 16–25 лет и более 25 лет. В качестве методов исследования использовались опросники «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла и «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н. Эндлера – Дж. Паркера. Показано, что совладающее поведение учителей начальной школы характеризуется высокими показателями конструктивности, взаимосвязанностью просоциальных стратегий. При минимальных различиях в предпочтениях копинг-стратегий группы учителей различаются структурой копинг-поведения. Выявлено, что в группе молодых педагогов с увеличением стажа уменьшается частота использования стратегии осторожных действий, после 5 лет растет стремление к поиску социальной поддержки, у учителей со стажем от 16 до 25 лет снижаются стремление вступать в социальные контакты и ориентация копинга на решение проблем. Учителя со стажем более 25 лет реализуют просоциальные стратегии поиска социальной поддержки в сочетании с низким уровнем асоциальных действий. Низкий уровень эмоционально-ориентированного копинга во всех группах при высокой стрессогенности деятельности учителя начальных классов свидетельствует об определенном дефиците саморегуляции эмоциональных состояний.
Ключевые слова: копинг-стратегии, учителя начальных классов, стаж педагогической деятельности, структура совладающего поведения
Список литературы: Брагина Е.А., Белозерова Л.А., Романова А.Д. Копинг-поведение педагогов с различным профессиональным стажем // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. № 4 (28). С. 70–76. Вачков И.В., Савенкова М.А. Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными видами копинг-стратегий // Вестник МГПУ. Сер.: Педагогика и психология. 2019. № 3 (49). С. 84–95. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург: Питер, 2009. С. 251–260. Калашникова М.Б., Широков Ю.С. Особенности копинг-стратегий педагогов // Психология обучения. 2010. № 1. С. 71–81. Киселева А.А., Кузьмин М.Ю., Козлов В.В. Особенности копинг-поведения педагогов различного стажа и специальности // Интеграция образования. 2020. Т. 24, № 4 (101). С. 641–655. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова: Авантитул, 2010. 61 с. Острянская О.А. Формирование комплексных педагогических умений будущих учителей начальных классов: дис. ... канд. пед. наук. Полтава, 2002. 281 с. Первитская А.М. Анализ предпочитаемых копинг-стратегий педагогов с различным стажем // Вестник Курганского государственного университета. 2013. № 4. С. 92–95. Сафронов К.Б. Анализ возможных стратегий начинающего учителя // International Journal of Medicine and Psychology. 2022. Т. 5, № 7. С. 53–56. Старченко В.В. Копинг-стратегии учителей и успешность педагогической деятельности // Перспективные направления взаимодействия науки и общества как основа инновационного развития: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2020. С. 152–160. Тауренис А.Н. Личностные ресурсы педагогов и ситуация неопределенности в профессиональной деятельности // Научное мнение. 2018. № 1. С. 114–120. Халфина Р.Р., Политика О.И., Хахлова О.Н. Психологические особенности эмоционального выгорания педагогических работников в зависимости от стажа // Вестник психофизиологии. 2022. № 2. С. 114–123. Ядрищенская Т.В. Изучение типов стрессоустойчивости и копинг-стратегий педагогов и студентов в условиях образовательной деятельности // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 79-5. С. 132–135. Antoniou A.S., Ploumpi A., Ntall M. Occupational stress and professional burnout in teachers of primary and secondary education: The role of coping strategies. Psychology, 2013, vol. 4, No. 3A, pp. 349-355. URL: https://www.scirp.org/html/29268.html (date access: 04.06.2023). Carton A., Fruchart E. Sources of stress, coping strategies, emotional experience: Effects of the level of experience in primary school teachers in France. Educational Review, 2014, vol. 66, No. 2, pp. 245-262. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/00131911.2013.769937?scroll=top&needAccess=true&role=tab&aria-labelledby=full-article (date access: 04.06.2023). Herman K.C., Hickmon-Rosa J., Reinke W.M. Empirically derived profiles of teacher stress, burnout, self-efficacy, and coping and associated student outcomes. Journal of Positive Behavior Interventions, 2018, vol. 20, No. 2, pp. 90-100. URL: https://doi.org/10.1177/1098300717732066 (date access: 04.06.2023).
Информация об авторе: Брагина Елена Александровна, кандидат психологических наук, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия, bragina24@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8833-0634
Информация о соавторе: Еремина Лариса Ивановна, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия, lariv73@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6189-8529