16
Зоголь Светлана Геннадьевна
Самарский государственный социально-педагогический университет
Смоляр Антонина Ивановна
Самарский государственный социально-педагогический университет
Гокина Алла Геннадиевна
Самарский государственный социально-педагогический университет
Кечаев Сергей Сергеевич
Самарский государственный социально-педагогический университет
Развитие художественного восприятия подростков в условиях детской школы искусств
Зоголь С.Г., Смоляр А.И., Гокина А.Г., Кечаев С.С. Развитие художественного восприятия подростков в условиях детской школы искусств // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 125-131. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-125-131
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-125-131
УДК: 371.4
Дата приема статьи в публикацию: 10.04.2023
Аннотация: В статье обоснована актуальность изучения проблемы развития художественного восприятия подростков в условиях детской школы искусств, где создаются возможности для становления учащихся в качестве субъектов культуры и художественной деятельности как одного из факторов развития такого восприятия. В соответствии с целью исследования отражено обоснование разработанной модели развития художественного восприятия подростков в условиях детской школы искусств и представлены эмпирические результаты ее реализации в учебном процессе отделения изобразительного искусства. Авторы акцентируют внимание на том, что разработанная модель базируется на идее необходимости создания на занятиях изобразительного искусства атмосферы постижения смысла художественного произведения и принятия подростка в художественной деятельности как творца новой реальности; методологической основой модели выступают герменевтический и полихудожественный подходы, а также адекватные им принципы (диалогичности, культуросообразности, персонализации образовательного процесса). На их основе определено содержание и ведущие методы развития художественного восприятия подростков в условиях детской школы искусств (метод соучастия в художественном действии и метод проектов). Используя описанный в статье комплекс методов исследования, авторы представляют результаты реализации разработанной модели, свидетельствующие о позитивных изменениях в развитии художественного восприятия подростков, проявляющихся в повышении уровня осознанности применения художественных знаний в художественно-творческой деятельности, эмоциональной отзывчивости на художественное произведение, умений и навыков композиционного анализа художественного произведения.
Ключевые слова: художественное восприятие, развитие, подростковый возраст, изобразительное искусство, детская школа искусств, модель, подходы, принципы, методы исследования
Список литературы: Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политики. 2014. № 2 (64). С. 2–6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1986. 424 с. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва: Институт психологии РАН, 1997. 352 с. Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство: Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики. Москва: РИА Мы и мир, 1999. 112 с. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. Москва: Издательский центр «Академия», 2008. 176 с. Зись А.Я. В поисках художественного смысла. Москва: Искусство, 1991. 350 с. Как развивать художественное восприятие у школьников / Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. Москва: Знание, 1988. 80 с. Кулка И. Психология искусства. Харьков: Гуманитарный центр, 2019. 556 с. Мелик-Пашаев А.А. «Праздничный день» или «Страшный праздник»? (К проблеме понимания авторского замысла) // Искусство в школе. 1993. № 6. С. 14–21. Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее. Москва: Высшая школа, 2005. 208 с. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Москва: Просвещение, 1987. 253 с. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Mосква; JIенинград: Известия АПН РСФСР, 1947. Вып. 11. С. 7–26. Торшилова Е.М. Тенденции и уровни развития художественного вкуса детей и подростков в эпоху социокультурного кризиса: монография. Москва: ИХО РАО, 2012. 132 с. Шпрангер Э. Формы жизни: гуманитарная психология и этика жизни. Москва: Канон +, 2014. 399 с. Шулева Е.И. Эстетическое восприятие и художественное восприятие: независимость или зависимость? // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2017. Т. 8, № 4. С. 1–8. Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. Ч. 1. Москва, 1973. С. 65–111. Янсон Х.В. Основы истории искусств. Санкт-Петербург: Икар, 1992. 514 с. Augustin M.D., Leder H., Hutzler F., Carbon С.С. Style follows content: on the microgenesis of art perception. Acta Psychol (Amst), 2008, vol. 128, № 1, pp. 127–38. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2007.11.006. Kholmatova F.M. Methodology of teaching students to artistic perception of painting works in fine arts classes. Сurrent research journal of pedagogics, vol. 3, № 2, pp. 125-135. https://doi.org/10.37547/pedagogics-crjp-03-02-21. Mamassian P. Ambiguities and conventions in the perception of visual art. Vision Research, 2008, vol. 48, № 20, pp. 2143-2153. https://doi.org/10.1016/j.visres.2008.06.010. Pelowski M. A model of art perception, evaluation and emotion in transformative aesthetic experience. New Ideas in Psychology, 2011, vol. 29, № 2, pp. 80-97. https://doi.org/10.1016/j.newideapsych.2010.04.001.
Информация об авторе: Зоголь Светлана Геннадьевна, кандидат педагогических наук, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия, zogolswetlana@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-0092-4046
Информация о соавторе: Смоляр Антонина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия, smol_53@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6084-2590
Информация о соавторе: Гокина Алла Геннадиевна, кандидат филологических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия, gokina@pgsga.ru, https://orcid.org/0000-0003-3612-5190
Информация о соавторе: Кечаев Сергей Сергеевич, ассистент, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия, kechaevs.s.1993@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2246-2113