7
Волкова Елена Вениаминовна
Институт психологии Российской академии наук
Мосс Владимир Алексеевич
Институт психологии Российской академии наук, Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова
Особенности организации концепта Режиссер на разных стадиях возрастного развития
Волкова Е.В., Мосс В.А. Особенности организации концепта Режиссер на разных стадиях возрастного развития // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 50-58. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-50-58
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-50-58
УДК: 159.922.7
Дата приема статьи в публикацию: 06.05.2023
Аннотация: Cтатья посвящена исследованию особенностей представлений о кинорежиссере на разных стадиях возрастного развития. В исследовании приняли участие 638 респондентов (дети, школьники, студенты, кинорежиссеры, психологи) в возрасте от 6 до 80 лет. Для выявления особенностей организации ментального опыта анализировались результаты направленного ассоциативного эксперимента (стимульное слово – режиссер). Результаты исследования свидетельствуют, что по мере возрастного развития и освоения профессиональной деятельности отмечается рост дифференциации и иерархичности признаков – вначале выделяется ядро и крайняя периферия, потом ядро, ближняя, дальняя и крайняя периферии, и далее – дифференциация признаков внутри ядра. В зрелой группе респондентов и группе кинорежиссеров дифференциация признаков уменьшается, но отмечается рост интеграции признаков, проявляющийся в уменьшении различий между ядром и центром. Уточнены базовые характеристики личности режиссера – умный, ответственный и креативный. Выявлено существенное преобладание эмоционально-оценочных признаков концепта Режиссер. Выдвинута гипотеза о связи меры выраженности эмоционально-оценочных признаков концепта Режиссер с мерой интегрированности индивидуального ментального опыта.
Ключевые слова: концепт, режиссер, кинорежиссер, режиссерские способности.
Список литературы: Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. Москва: Изд-во Институт психологии РАН, 2009. 320 с. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. Москва: Смысл; Per Se, 2000. 685 с. Волкова Е.В., Куваева И.О. Кросс-культурные особенности организации концепта «стресс» и совладания в период ранней взрослости // Мир психологии. 2019. № 4 (100). С. 137–161. Волкова Е.В. Особенности индивидуального опыта взаимодействия с веществом на разных стадиях возрастного развития и освоения химии // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, П.А. Сабадош. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С. 1806–1816. Волкова Е.В. Психология специальных способностей: дифференционно-интеграционный подход. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 320 с. Волкова Е.В. Слово как фактор регуляции и концептуализации жизнедеятельности // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 2018. С. 215–223. Дифференционно-интеграционная теория развития / сост. Н.И. Чуприкова, А.Д. Кошелев. Москва: Языки славянских культур, 2011. 496 с. Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2 / сост. и ред. Н.И. Чуприкова, Е.В. Волкова. Москва: Языки славянской культуры: Знак, 2014. 720 с. Платон. Теэтет // Соч.: в 3 т. Т. 2. Москва, 1970. 609 с. Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: Истоки, 2007. 250 с. Уфимцева Н.В. Языковая картина мира: проблема моделирования // Вопросы психолингвистики, 2016. С. 238–249. Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. Москва: Эйдос, 1996. С. 139–162. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. Москва: Институт психологии РАН, 2012. 288 с. Хрусталева Т.М., Доманова Е.Е. Специальные способности в структуре деятельности учителей-предметников // Вопр. психологии. 2003. № 3. С. 53–66. Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы. Москва: Языки славянской культуры: Знак, 2015. 608 с. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. Москва: Наука, 1985. 200 с. Чуприкова Н.И. Умственное развитие: Принцип дифференциации. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 448 с. Dudnikova T.А. Family perceptions of people with different typology of individuality. The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences EpSBS, 2019, vol. LXXII, pp. 568-575. Volkova N.E. The notions about work in young people with different types of individuality. The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences EpSBS, 2019, vol. LXXII, pp. 678-686.
Информация об авторе: Волкова Елена Вениаминовна, доктор психологических наук, главный научный сотрудник, доцент, Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия, volkovaev@ipran.ru, https://orcid.org/0000-0003-3809-3639.
Информация о соавторе: Мосс Владимир Алексеевич, кинорежиссер, член Союза кинематографистов РФ, член Гильдии кинорежиссеров России, Институт психологии Российской академии наук, Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова), Москва, Россия, info@mossfilm.com, https://orcid.org/0000-0001-7600-1948.