9
Павлова Анна Владимировна
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Коррекция отношения к семейной роли и ребенку у родителей в условиях ДОУ
Павлова А.В. Коррекция отношения к семейной роли и ребенку у родителей в условиях ДОУ // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 65-72. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-65-72
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-65-72
УДК: 373.2
Дата приема статьи в публикацию: 15.03.2023
Аннотация: В статье рассматривается теоретический анализ и важность психологической коррекционной работы с родителями по отношению к собственной семейной роли, своего отношения родителей к ребенку, к которому относятся такие показатели, как оптимальный эмоциональный контакт, эмоциональная дистанция с ребенком и излишняя концентрация на ребенке в условиях дошкольного образовательного учреждения. Данная статья показывает результаты проведения первичного исследования в экспериментальной группе с помощью методики PARI (parental attitude instrument) авторов Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта методика исследует интересующие нас показатели отношения родителя к своей семейной роли и ребенку. После проведения коррекционной программы было проведено повторное исследование в этой же экспериментальной группе; с показателями первичного и повторного исследования произведен сравнительный анализ на изменения показателей отношения к семейной роли и ребенку, где наблюдается их качественная трансформация. Авторы методики PARI указывают на то, что изучение отношения к собственной роли в семейной жизни и отношение к ребенку предназначены прежде всего для матерей. В статье представлено краткое описание коррекционной программы, с помощью которой производилось коррекционное воздействие на отношение к семейной роли и ребенку у матерей дошкольников 3–7 лет.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, семейные отношения, семейная роль, эмоциональный контакт, коррекционная программа, методика PARI, дошкольники.
Список литературы: Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 368 с. Аппаев М.Б., Койчуева Ф.Х., Джанкёзова Т.С. Влияние особенностей детско-родительских отношений на компоненты эмоционально-волевой сферы // Мир науки: интернет-журнал. 2017. Т. 5, № 2 (дата обращения: 19.12.2022). URL: http://mir-nauki.com/PDF/01PSMN217.pdf Витакер Д.С. Группа как инструмент психологической помощи. Москва: Класс, 2000. 432 с. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? Москва: АСТ, 2014. 238 с. Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал. 1996. № 3/4. С. 99–108. Дружинин В.Н. Психология о современной семье: результаты исследований // Семейная психология и семейная терапия. 2001. № 3. С. 3–18. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Череповец: ЧГУ. 2002. 150 с. Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций. Москва: Айри-Пресс, 2005. 240 с. Карабанова О.А., Молчанов С.В. Роль семьи в моральном развитии ребёнка. Москва: НКО Дар, 2007. 156 с. Марич Е.А. Воспитательные стратегии родителей как детерминанта эмоционального самочувствия дошкольников в семье: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2003. 28 с. Осипова А.А. Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений // Общая психокоррекция. Москва: Сфера, 2000. С. 439–484. Павлова А.В., Славутская Е.В. Сравнительный анализ детско-родительских отношений в полных и неполных семьях со школьниками // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13, № 6. С. 120–134. Петрушин С.В. Резонансный интеллект. Искусство понимания, управления и гармонии. Москва: Академический проект, 2021. 223 с. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. Развитие навыков результативного общения в группах от 40 до 100 человек. Москва: Академический проект, 2021. 479 с. Славутская Е.В. Психологическое сопровождение учащихся. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2010. 191 с. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. Т. 2. 464 с. Cimon-Paquet C., Tétreault E., Bernier A., Early parent–child relationships and child sleep at school age// Journal of Applied Developmental Psychology, 2019, Vol.64. DOI: 10.1016/j.appdev.2019.101057 Lavey-Khan S., Reddick D., Painting together: A parent-child dyadic art therapy group. The Arts in Psychotherapy, 2020, vol. 70. https://doi.org/10.1016/j.aip.2020.101687 Obeldobel C., Kerns K. A literature review of gratitude, parent-child relationships, and well-being in children. Developmental Review, 2021, vol. 61. https://doi.org/10.1016/j.dr.2021.100948. Slavutskaya E.V. Neural Network Models for the Analysis and Visualization of Latent Dependencies: Examples of Psycho Diagnostic Data Processing; E.V. Slavutskaya, L.A. Slavutskii, E.L. Nikolaev, A.N. Zakharova. Knowledge in the Information Society: Joint Conferences XII Communicative Strategies of the Information Society (CSIS2020) and XX Professional Culture of the Specialist of the Future (PCSF2020), St. Petersburg, 23–27 октября 2020 года. Cham, Springer Verlag, 2021, рр. 61-70. Solecki S. The phubbing phenomenon: The impact on parent-child relationships. Journal of Pediatric Nursing, 2021, vol. 62, p. 211-214. https://doi.org/10.1016/j.pedn.2021.09.027
Информация об авторе: Павлова Анна Владимировна, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия, anyav3571@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8967-7805