15
Гулов Артем Петрович
Московский государственный институт международных отношений МИД России
Олимпиадное движение как альтернативный способ поступления в высшие учебные заведения по лингвистическому направлению
Гулов А.П. Олимпиадное движение как альтернативный способ поступления в высшие учебные заведения по лингвистическому направлению // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 119-124. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-119-124
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-119-124
УДК: 796
Дата приема статьи в публикацию: 15.03.2023
Аннотация: В отечественной системе образования функционируют интеллектуальные состязания, направленные на активизацию поиска одаренных абитуриентов по различным направлениям. Всероссийская олимпиада школьников и вузовские олимпиады, утвержденные Российским советом олимпиад школьников как рекомендованные к участию под патронажем Министерства науки и высшего образования, предоставляют дипломантам существенные льготы при поступлении. В статье описываются проекты, которые входят в перечень Министерства по лингвистическому направлению, а также анализируются причины становления олимпиадного движения как альтернативного способа продолжения индивидуального образовательного трека. В рамках исследования рассмотрены научные труды, посвященные организации и проведению интеллектуальных состязаний, их воспитательному потенциалу, связи с профориентационной работой вузов. Проведен анализ нормативных документов, регламентирующих экспертную деятельность Российского совета олимпиад школьников. Сделаны выводы о творческой направленности олимпиад школьников, а также о важности данной альтернативной системы оценивания знаний и достижений абитуриентов. Школьные предметные олимпиады не только развивают одаренность у самых сильных учеников, но и благодаря своей массовости позволяют разжигать интерес к научно-техническому творчеству и научно-исследовательской деятельности со школьной скамьи, позволяя вузам формировать портрет современного специалиста на уровне предвузовской подготовки.
Ключевые слова: олимпиада школьников, языковое тестирование, подготовка к олимпиаде, критерии оценивания, одарённые дети
Список литературы: Бикметова Э.Р. Научно-исследовательская деятельность обучающихся в формировании профессиональных компетенций // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2022. № 11. С. 28–31. Гулов А.П. Концептуальные особенности подготовки к олимпиадам по английскому языку // Иностранные языки в школе. 2021. № 12. С. 34–40. Гумерова М.М. Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся: Опыт применения при подготовке к олимпиадам по русскому языку // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2021. № 2-1(31). С. 281–283. Деятельность Российского совета олимпиад школьников: cайт Российского совета олимпиад школьников. URL: https://rsr-olymp.ru/about (дата обращения: 24.12.2022). Кисова В.В. Анализ связи результатов регионального и заключительного этапов олимпиады школьников по иностранному языку на основе матриц сопряженности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 134–138. Кисова В.В. Дискриминантный анализ в исследовании результатов олимпиады школьников по иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 178–183. Кравченко Ю.Д. Анализ организации и проведения предметных олимпиад для школьников (на примере олимпиад по журналистике) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5, № 2. С. 180–184. Мацевич С.Ф. Образовательное пространство Псково-белорусского пограничья в международной лингвокраеведческой олимпиаде на английском языке // Вестник Псковского государственного университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2021. № 13. С. 95–105. Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2022/23 учебный год: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 30.08.2022 № 828. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209300006. (дата обращения: 24.12.2022). Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22.06.2022 № 566. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207220037. (дата обращения: 24.12.2022). Помялова Е.И., Лоренц В.В. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности школьников // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием; Чебоксары, 4 марта 2022 года / гл. ред. Ж.В. Мурзина. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2022. С. 167–171. Собкин В.С. Отношение к дополнительному образованию учащихся основной и старшей школы: социально-психологические аспекты // Национальный психологический журнал. 2018. № 1. С. 63–76. Тараканова В.А. Олимпиада по английскому языку для непрофильных специальностей как способ повышения мотивации его изучения // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. и докл. XII Всерос. науч.-практ. конф.: 100-летию со дня рожд. В.А. Сухомлинского посвящается; Уссурийск, 11 мая 2018 года. Уссурийск: Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). 2018. С. 105–108. Тетина С.В. Возможности предметной олимпиады школьников в развитии дивергентного мышления // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 155–158. Dahl B., Grunwald A. How lower secondary pupils work with design in green entrepreneurship in STEM education competitions, 2022, Int J Technol Des Educ 32, рр. 2467–2493. Smith K.N., Jaeger A.J., & Thomas D. “Science olympiad is why I’m here”: The influence of an early STEM program on college and major choice. Research in Science Education, 2021, vol. 51, pp. 443-459.
Информация об авторе: Гулов Артем Петрович, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный институт международных отношений МИД России, Москва, Россия, gulov@tea4er.org, http://orcid.org/0000-0001-7192-5316