2
Ганина Елена Викторовна
Финансовый университет при Правительстве РФ
Матвеенко Вероника Эдуардовна
Языковая школа «Ycode»
Малюгина Надежда Михайловна
Финансовый университет при Правительстве РФ
Современные мировые образовательные модели: зарубежный опыт управления образованием
Ганина Е.В., Матвеенко В.Э., Малюгина Н.М. Современные мировые образовательные модели: зарубежный опыт управления образованием // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 12-17. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-12-17
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-12-17
УДК: 371
Дата приема статьи в публикацию: 10.04.2023
Аннотация: В статье представлено описание ведущих моделей высшего образования мира (европейская, американская, азиатская), проанализированы реформы, проводимые государствами для повышения эффективности высшего образования и его доступности населению. Теоретическая значимость работы заключается в выявлении и описании положительного мирового опыта модернизации высшего образования в наши дни, представлены данные о системе, структуре, основных тенденциях, особенных признаках и процессах формирования лидирующих современных моделей высшего образования. Аналитический обзор материала, отраженного в статье, позволяет проследить структуру реформ высшего образования в мире, их результаты, характер сформировавшихся моделей высшего образования. Практическая значимость работы состоит в возможности использования данных при планировании и разработке учебных программ, она может быть полезна представителям управления, работающим в высшем образовании, интересующимся проблемами его развития, государственного и правового регулирования.
Ключевые слова: модели высшего образования, управление университетом, реформы в сфере образования, интернационализация высшего образования
Список литературы: Вахабов А.В., Закирова Ш.А. Мировые модели системы образования // Экономика и финансы. 2013. № 5. С. 2–6. Винник А.Е. Оценка эффективности управления системой высшего образования // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2020. № 1. С. 101–107. Власова О.Ю. Модели образовательной политики современных европейских государств: сравнительный анализ: автореф. … канд. полит. наук. Москва, 2013. 24 с. Жарин Д.В. «Made in Germany» // Экспорт образования. 2017. № 2. С. 23–27. Минин М.Г., Вьюжанина Н.Ю. Реализация проблемно ориентированного и проектно-организационного обучения в ведущих университетах мира // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 1 (78). С. 29–32. Николаев Б.В. Современные тенденции развития системы высшего образования в Великобритании: монография. Пенза: Изд-во ПГУ. 2018. 130 с. Пироженко Л.В., Синьсин В. Высшее образование в Китае: современное состояние и основные направления развития до 2035 г. // Университетский педагогический журнал. 2022. № 1. С. 43–49. Пряжникова О.Н. Тенденции развития высшего образования в странах восточной и юго-восточной Азии // Экономические и социальные проблемы России. 2018. № 2 (38). С. 133–155. Семенова С.С. Образование в Китае: история и современность // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 5 (120). С. 120–130. Судакова Н.А. Вклад университетов в экономическое и инновационное развитие США // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 6. С. 123–134. Цзян С. Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и России: автореф. … канд. пед. наук. 2009. 20 с. Hernandes C., Ravn O., Valero P. The Aalborg University PO-PBL Model from a Socio-cultural Learning Perspective, vol. 3, No. 2, 2015, pp. 16-36. URL: http://dx.doi.org/10.5278/ojs.jpblhe.v0i0.1206 (access date: 05.03.2023). Lisbon Declaration. Europe’s Universities beyond 2010: Diversity with a common purpose. European University Association, 2007, 36 p. URL: https://eua.eu/downloads/publications/lisbon%20declaration%20%20europes%20universities%20beyond%202010%20diversity%20with%20a%20common%20purpose%20en%20fr%20de%20es%20it.pdf (access date: 05.03.2023). Ministry of Education Singapore. URL: https://www.moe.gov.sg/financial-matters/edusave-account (access date: 05.03.2023). UNESCO. Higher Education. URL: https://www.unesco.org/en/higher-education (access date: 05.03.2023).
Информация об авторе: Ганина Елена Викторовна, доцент, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, eganina@fa.ru, https://orcid.org/0000-0002-5726-3835
Информация о соавторе: Матвеенко Вероника Эдуардовна, кандидат педагогических наук, Языковая школа «Ycode», Сочи, Россия, veronikabelle@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5405-5347
Информация о соавторе: Малюгина Надежда Михайловна, доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, NMalugina@fa.ru, https://orcid.org/0000-0002-6704-1777