11
Бехтер Анна Александровна
Тихоокеанский государственный университет
Скорева Анастасия Николаевна
Тихоокеанский государственный университет
Взаимосвязь временной перспективы и проактивного совладающего поведения у будущих дефектологов
Бехтер А.А., Скорева А.Н. Взаимосвязь временной перспективы и проактивного совладающего поведения у будущих дефектологов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 82-91. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-82-91
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-82-91
УДК: 159.9:616; 376
Дата приема статьи в публикацию: 10.04.2023
Аннотация: Актуальность настоящего исследования обусловлена проблемой профессиональной подготовки будущих дефектологов в условиях дистанционного обучения за последние два года. Учитывая особые требования к личностным качествам будущего дефектолога, встает вопрос о проактивных навыках совладания с трудной ситуацией и четко выстроенной временной перспективой в сегодняшней ситуации неопределенности. Цель исследования – определить взаимосвязи временной перспективы и проактивного совладающего поведения у будущих дефектологов разного направления подготовки. Представлены результаты эмпирического исследования 80 студентов, обучающихся по направлению «Специальная психология» и «Логопедия» в возрасте от 18 до 43 лет (М = 22,5; SD = 6,394). В исследовании использованы следующие методики: опросник «Проактивное совладающее поведение» (в адаптации Е.П. Белинской и др.), шкала Р. Шварцера «Проактивные аттитюды» (в адаптации А.А. Бехтер) опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (в адаптации С. Сырцовой). Анализ корреляционных связей показал, что у будущих дефектологов проактивное преодоление положительно связано с гедонистическим настоящим на фоне высокого уровня проактивных аттитюдов, и при ощущении фатальности ситуации они не обращаются за эмоциональной поддержкой. У специальных психологов значительную роль в формировании проактивного преодоления играет позитивное восприятие своего прошлого, а у будущих логопедов – восприятие негативного прошлого, при этом обращение за инструментальной и эмоциональной поддержкой у них связано с фатальностью настоящего и позитивным прошлым. Также установлены различия между будущими специальными психологами и логопедами по показателям гедонистического настоящего, будущего и позитивного прошлого. Результаты проведенного исследования позволяют расширить научные представления о взаимосвязях временной перспективы и проактивного совладающего поведения у будущих дефектологов.
Ключевые слова: проактивное совладающее поведение, временная перспектива, будущие дефектологи, проактивные аттитюды
Список литературы: Бехтер А.А. Первичная адаптация и валидизация шкалы Р. Шварцера «проактивные аттитюды» на неклинической выборке: проверка внутренней согласованности и тест-ретестовой надежности // Экспериментальная психология. 2022. Т. 15, № 2. С. 213–226. Бехтер А.А., Гагарин А.В., Филатова О.А. Реактивное и проактивное совладающее поведение у российских студентов первого года обучения: диагностика и возможности развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 1. C. 85–103. Бехтер А.А., Филатова О.А. Временная перспектива и реактивные стратегии как факторы проактивного совладающего поведения в молодом возрасте // Ананьевские чтения – 2021: материалы междунар. науч. конф. Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2021. С. 173–174. Балашова Е.Ю. Восприятие времени и некоторые методические возможности его изучения в клинико-психологических исследованиях // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6, № 2. С. 97–108. Белинская Е.П., Вечерин А.В., Агадуллина Е.Р. Опросник проактивного копинга: адаптация на неклинической выборке и прогностические возможности // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 192–211. Вачеян Л.А., Заверткина Л.В. К вопросу формирования профессиональных качеств педагогов-дефектологов в условиях дистанционного обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 251–256. Ерзин А.И. Методика «Проактивное поведение»: описание шкал и первичная оценка психометрических показателей // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 4. С. 59–69. Морозова И.С., Медовикова Е.А., Каргина А.Е. Особенности психологической безопасности личности с различным уровнем профессиональной временной перспективы в контексте профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 92–101. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. Москва: Смысл, 2004. 608 с. Поникарова В.Н. Особенности совладающего поведения педагогов-дефектологов на разных этапах профессионального развития // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2008. С. 115–122. Слабинский В.Ю., Воищева Н.М., Незнанов Н.Г., Никифоров Г.С., Ульянов И.Г. Психологические особенности реактивного, активного и проактивного типов совладающего поведения: уровневый подход // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2019. Т. 10, № 3. С. 539–545. Старченкова Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2009. Вып. 2. Ч. 1. С. 198–205. Старченкова Е.С. Ресурсы проактивного совладающего поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. 2012. № 1. С. 51–61. Сычева Е.С. Личностные особенности студентов дефектологического факультета // Наука и школа. Вопросы психологии и воспитания. 2011. С. 92–95. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 3. С. 101–109. Сиврикова Н.В., Иванов Ф.А., Харланова Е.М. Взаимосвязь проактивности и удовлетворенности дистанционным обучением во время пандемии covid-19 // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 5. С. 1–16. Черкасова С.А. Психолого-педагогическая готовность студентов-психологов к работе в инклюзивных образовательных учреждениях // Клиническая и специальная психология. 2012. № 4. С. 1–19. Aspinwall L.G., Taylor S.E. A Stitch in Time: Self-Regulation and Proactive Coping. Psychology Bulletin, No. 121, pp. 417-436. Schwarzer R., Taubert S. Tenacious goal pursuits and striving toward personal growth: Proactive coping. Beyond coping: Meeting goals, vision, and challenges, ed. by E. Frydenberg. London, Oxford University Press, 2002, pp. 19-35. Schwarzer R., Knoll N. Positive coping: mastering demands and searching for meaning. Comprehensive Handbook of Psychology. New York, Wiley, 2003, vol. 9. Weick K.E. Perspective Construction in Organizational Behavior. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2017, vol. 4, рр. 1-17.
Информация об авторе: Бехтер Анна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, behter2004@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1017-558X
Информация о соавторе: Скорева Анастасия Николаевна, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, 2018100185@pnu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6816-5915