3
Симановский Андрей Эдгарович
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Доказательство истинности гипотетических средств и условий в педагогическом исследовании
Симановский А.Э. Доказательство истинности гипотетических средств и условий в педагогическом исследовании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 17-24. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-17-24
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-17-24
УДК: 37
Дата приема статьи в публикацию: 31.01.2023
Аннотация: В статье рассматривается проблема доказательства гипотетических средств и условий их применения в педагогическом исследовании. Проблема заключается в том, что большое количество авторов используют в качестве экспериментальной модели модель «черного ящика». Они воздействуют на обучающихся комплексом педагогических средств и замеряют итоговый результат как интегральный показатель воздействия. Однако часто в педагогических исследованиях отсутствует полноценный эксперимент. Не используются контрольные группы, нет рандомизации испытуемых. Также системность исследуемых процессов не позволяет оценить влияние и значимость отдельных факторов педагогической среды. Все это ставит под сомнение результаты исследования. Предлагаемый выход из этой проблемы – использование различных экспериментальных моделей и математико-статистических методов анализа и планирования исследования. Предлагается использовать дисперсионный, корреляционный, факторный и регрессионный анализ. Указанные методы позволяют оценить каждый варьируемый параметр независимой переменной, а также внешние условия организации педагогического процесса с точки зрения их значимости и величины влияния на зависимую переменную. Таким образом, используя математико-статистические методы, можно повысить внутреннюю и внешнюю валидность исследования даже при отсутствии истинной модели эксперимента.
Ключевые слова: педагогическое исследование, доказательство модели исследования, независимые и зависимые переменные, экспериментальные модели исследования, математико-статистические методы исследования.
Список литературы: Бобылев А.В. Развитие учебной самоорганизации курсантов военного вуза в условиях цифровизации образования: автореф. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2021. С. 22. Варзанова М.А. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности преподавателей профессиональных организаций: автореф. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2020. 23 с. Гареев А.А. Учебный блог как средство организации самостоятельной работы студентов технического вуза по развитию профессиональной иноязычной компетенции: автореф. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2020. 22 с. Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / пер. с англ. Л.И. Хайрусовой; общ. ред. Ю.П. Адлера. Москва: Прогресс, 1976. 494 с. Давыдов В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования: науч.-метод. пособие. Москва: Академия ФСБ, 1997. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 1997. 256 с. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва, 2005. 208 с. Зверева Е.А. Формирование ИКТ-компетентности бакалавров направления «Приборостоение» в процессе производственной практики: автореф. ... канд. пед. наук. Казань, 2020. 25 с. Иванова И.В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании: автореф. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2020. 29 с. Катышева Е.Н. Педагогическая профилактика деформаций субъективной правовой реальности подростков: автореф. ... канд. пед. наук. Москва, 2019. 30 с. Колесников А.К., Лебедева И.П. Проблема интерпретации регрессионных моделей в педагогическом исследовании // Образование и наука. 2010. № 4 (72). С. 3–10. Кротова М.В. Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе: автореф. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2021. 23 с. Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Москва, 1980. С. 46–47. Лебедева И.В. Воспитание культуры конкурентных взаимодействий у обучающихся колледжа: автореф. ... пед. наук. Майкоп, 2015. 23 с. Липчиу Н.В. Методология научного исследования: учебное пособие / под ред. Н.В. Липчиу, К.И. Липчиу. Краснодар: КубГАУ, 2013. С. 290. Петров П.К. Математико-статистическая обработка и графическое представление результатов педагогических исследований с использованием информационных технологий: учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 2013. 179 с. Психолого-педагогическое исследование: методические рекомендации / сост. А.А. Шабалина. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2020. 49 с. Селютин В.Д., Лебедева Е.В., Яремко Н.Н. Применение линейных регрессионных моделей в педагогических исследованиях // Ученые записки ОГУ. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 3 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-lineynyh-regressionnyh-modeley-v-pedagogicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 14.07.2022). Селютин В.Д. Основы корреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа: учебно-методическое пособие / В.Д. Селютин, Л.А. Терехова. Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева. 2016. 76 с. Сериков В.В. Идея, замысел и гипотеза в педагогическом исследовании // Образование и наука. 2010. № 10 (78). С. 30–41. Симановский А.Э. Использование школьниками интернет-ресурсов для решения учебных и познавательных задач // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 22–29. Совин В.А. Формирование профессионально-педагогической готовности курсантов к разрешению конфликтных ситуаций в воинских коллективах: автореф. канд. пед. наук. Казань, 2020. 24 с. Токарева В.Б. Педагогическое сопровождение развития внутренней ответственности у юных хоккеистов: автореф. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2021. 22 с. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учеб. пособие / авт.-сост. Г.А. Федотова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. 12 с. Шакирова Е.В. Личностно-профессиональное развитие педагога в процессе формирования предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации: автореф. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2020. 23 с. Шапоров А.В. Педагогические условия академической успешности обучающихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2022. 23 с. Hebert M., Bohaty J.J., Nelson J.R., & Brown J. The effects of text structure instruction on expository reading comprehension: A meta-analysis. Journal of Educational Psychology, 2016, vol. 108, pp. 609–629. https://doi.org/10.1037%2Fedu0000082 Kuromiya, Hiroyuki & Majumdar, Rwitajit & Warriem, Jayakrishnan & Ogata, Hiroaki. Data-driven Validation of Pedagogical Model - A Case of Blended LCM Model, 2019. 10.1109/T4E.2019.00016. Schaper N. Why is it necessary to validate models of pedagogical competency? GMS J Med Educ. 2017 Oct 16; 34(4):Doc47. https://doi.org/10.3205/zma001124. PMID: 29085891; PMCID: PMC5654109. Stylianides Gabriel J., Andreas J. Stylianides. “Facilitating the Transition from Empirical Arguments to Proof.” Journal for Research in Mathematics Education, vol. 40, no. 3, 2009, pp. 314–52. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/40539339 (access date: 19.07.2022). Williams J.P., Pollini S., Nubla-Kung A.M., Snyder A.E., Garcia A., Ordynans J.G., & Atkins J.G. An intervention to improve comprehension of cause/effect through expository text structure instruction. Journal of Educational Psychology, 2014, vol. 106, pp. 1–17. https://doi.org/10.1037%2Fa0033215
Информация об авторе: Симановский Андрей Эдгарович, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, simanovsky@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8294-4915