19
Родионова Инга Викторовна
Ставропольский государственный медицинский университет
Маяцкая Наталья Константиновна
Ставропольский государственный медицинский университет
Формирование коммуникативной компетентности иностранных студентов в поликультурной среде высшей школы
Родионова И.В., Маяцкая Н.К. Формирование коммуникативной компетентности иностранных студентов в поликультурной среде высшей школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-140-146
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-140-146
УДК: 378
Дата приема статьи в публикацию: 05.01.2023
Аннотация: В статье раскрыт ряд вопросов, связанных с выявлением роли образования в обеспечении уровня коммуникативной компетентности и определением условий, обеспечивающих это процесс. Показано, что в системе высшего образования при решении задачи осуществляется формирование и развитие требуемого в современных условиях уровня. Так, в статье авторы при выделении задач высшей школы определяют значимость образования в обеспечении уровня социальной и межкультурной компетентности, называя одной из задач высшего образования воспитание широко эрудированной, культурной, активной личности, способной осуществлять эффективную коммуникацию в мировом пространстве. В статье освещается проблема формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов медицинских вузов. Проведен анализ роли образования в современном мире, рассмотрены значения понятий «компетентность» и «коммуникативная компетентность» в трактовке современных и зарубежных ученых. В статье акцентируется внимание на необходимости создания условий для формирования и развития коммуникативной компетентности студентов посредством образовательных программ гуманитарного блока, к которым относится дисциплина «Коммуникативные технологии в профессиональной деятельности», реализуемая при обучении иностранных студентов – будущих врачей-медиков. Авторы акцентируют внимание на коммуникативной компетенции как одной из ведущих среди других компетенций, необходимой для решения коммуникативных задач в профессионально ориентированной и учебно-познавательной деятельности. Выделение этой компетенции и формирование коммуникативной компетентности обеспечивает студентам возможность приобретения профессиональных знаний, необходимого опыта для конструктивного взаимодействия в поликультурной среде.
Ключевые слова: образование, коммуникативная компетентность, коммуникация, иностранные студенты, поликультурная среда, взаимодействие
Список литературы: Богачева Г.Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. конф. Чита: Молодой ученый, 2014. С. 92–106. URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5444/ (дата обращения: 11.10.2022). Вялых В.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих медицинских работников на этапе обучения в вузе // Педагогические науки. Оренбург, 2015. № 6 (58). С. 136–140. Вятютнев М.Н Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков // Иностранные языки в школе. Москва, 1975. № 6. С. 55–64. Гутник Е.П. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях // Молодой ученый. 2016. № 27 (131). С. 774–778. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42. Латыпова Э.Р., Саребу В.П. Преодоление барьера в межкультурной коммуникации // Заметки ученого / СФ ФГБОУВО Башкирского государственного университета. 2020. № 10. С. 311–314. Леньшина А.А. Различие терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии» // Молодой ученый. 2019. № 26 (264). С. 35–37. Нестеров В.В. Коммуникативная компетентность как фактор профессиональной компетентности педагога // Акмеология. 2009. № 109. С. 19–24. Родионова И.В. Пути оптимизации образовательного процесса в высшей школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. 2016. № 5. С. 70–73. Садохин А.П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в процессе коммуникации // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. Москва, 2008. № 2. С. 26–32. Соколова М.М., Соколова А.М., Калита В.В. Иностранные студенты в межкультурной среде вуза // Вестник СПбГУ. Сер.: Социология. 2017. Т. 10. Вып. 4. С. 425–428. Фортова Л.К. К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции студентов в современном профессиональном образовании // Молодой ученый. Анапа: Издание филиала РГСУ. 2016. № 12 (116). С. 926–928. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса // Публикации Отделения структурной и прикладной лингвистики. Серия переводов / под общ. ред. В.А. Звегинцева. Вып. 1. Москва, 1972. С. 233. Keen K. Competence: What is it and how can it be developed? J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds.). Brussels, IBM Education Center, 1992, pp. 111–122. Hymes D. On Communicative Competence, D. Hymes; J.B. Pride, J. Holmes (eds.). New York, Harmondsworth, Penguin, 1972, pp. 269-293.
Информация об авторе: Родионова Инга Викторовна, Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь, Россия, rodichienga@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0937-7635
Информация о соавторе: Маяцкая Наталья Константиновна, кандидат педагогических наук, Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь, Россия, mayatskaya_nata@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6680-0340