9
Реева Ольга Юрьевна
Белгородский государственный университет
Роль эмоционального отношения матерей в развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Реева О.Ю. Роль эмоционального отношения матерей в развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 62-69. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-62-69
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-62-69
УДК: 159.992.7
Дата приема статьи в публикацию: 18.01.2023
Аннотация: В статье представлены результаты исследования влияния характеристик эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Описаны теоретические основы проблемы исследования. Самостоятельность детей старшего дошкольного возраста рассмотрена как интегративная характеристика личности, имеющая в своей структуре эмоционально-мотивационный, волевой и когнитивный компоненты. Приведены результаты множественного регрессионного и корреляционного анализов связей показателей эмоционального родительского отношения и самостоятельности старших дошкольников. В исследовании приняли участие 99 матерей и 102 ребенка в возрасте от 5 лет 7 месяцев до 7 лет 5 месяцев. Мальчиков – 38, девочек – 64. Применялись методики: ОДРЭВ – опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (Е.И. Захарова); проективная методика ТСРР – типология субъектной регуляции ребенка для диагностики уровня «автономности – зависимости» у дошкольников 5–7 лет (С.В. Хусаинова, Г.С. Прыгин); субтест «Понятливость» из детского варианта теста Д. Векслера (WISC), адаптированного А.Ю. Панасюком, карта проявлений инициативности (А.М. Щетинина). Выявлено, что характеристики эмоционального детско-родительского взаимодействия по-разному влияют на компоненты детской самостоятельности, могут одновременно способствовать развитию одного и препятствовать становлению другого компонента.
Ключевые слова: самостоятельность, компоненты самостоятельности, эмоциональное детско-родительское взаимодействие, старший дошкольный возраст
Список литературы: Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. Воронеж: Моск. психол.-соц. ин-т, 2001. С. 36–52. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис. … канд. психол. наук: Москва, 1986. 206 с. Гуськова Т.В. Что такое самостоятельный ребенок // Дошкольное воспитание. 1988. № 11. С. 60–64. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Журнал практического психолога. 1996. № 6. С. 10–19. Калинина Е.А. Родительские директивы как форма проявления родительского отношения и как источник психологических проблем ребенка 5–6 лет: дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2004. 194 с. Ковалева Н.В., Борцова М.В. Особенности формирования субъектной идентичности личности в дошкольный период // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2018. № 3. С. 106–110. Особенности семейных взаимоотношений, детерминирующие формирование личностной беспомощности у подростков / Д.А. Циринг, И.В. Пономарева, Ю.В. Честюнина и др. // Сибирский психологический журнал. 2016. № 59. С. 22–33. Порембская Л.А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ленинград, 1953. 23 с. Реева О.Ю. Эмоциональное отношение родителей к детям старшего дошкольного возраста // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 2 (42). С. 156–165. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, 2002. 720 с. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. № 2 (34). С. 33–40. Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Томск, 2010. 42 с. Циринг Д.А., Овчинников М.В., Эвнина К.Ю., Евстафеева Е.А. Семейная система как средовой фактор формирования личностной беспомощности: теоретическое обоснование // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya–sistema–kak–sredovoy–faktor–formirovaniya–lichnostnoy–bespomoschnosti–teoreticheskoe–obosnovanie (дата обращения: 07.01.2022). Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учеб.-метод. пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с. Эльконин Д.Б. Детская психология. 4-е изд., стер. Москва: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
Информация об авторе: Реева Ольга Юрьевна, Белгородский государственный университет, Белгород, Россия, rolja@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-1840-6028