- 2
- Методология изучения ценностей и смыслов педагогического образования: герменевтический подход
- Груздев М.В., Ходырев А.М. Методология изучения ценностей и смыслов педагогического образования: герменевтический подход // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 10-16. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-10-16
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-10-16
- УДК: 37
- Дата приема статьи в публикацию: 04.02.2023
- Аннотация: Дополняющим аксиологию в исследовании ценностно-смысловых аспектов педагогического образования может выступать герменевтический подход – традиционный для философии и филологии, но довольно новый для педагогической науки. Педагогическая герменевтика является развивающимся направлением изучения гуманитарной культуры, строящимся на постижении объектов педагогической действительности, представляемых в виде текста и изучаемых с помощью текста с учётом социального и индивидуального опыта. Текст при этом трактуется как буквально, так и широко, в переносном значении – в этом качестве может выступать любая знаковая система, включая педагогические процессы, системы, феномены, отношения и прочие объекты, доступные потенциальному осмыслению и интерпретации исследователем. В данной статье дано обоснование использования герменевтического подхода в качестве методологии изучения ценностей педагогического образования. Автором выделяется совокупность принципов педагогической герменевтики: герменевтический круг, предпонимание информации, диалогичность понимания, контекстуальность текста, принцип превосходящего понимания. Выявляются и характеризуются конкретизирующие их герменевтические методы изучения ценностей педагогического образования, восходящие к философскому или филологическому знанию (терминологический анализ, интеллектуальный диалог с автором текста, диахронический анализ текста, метафоризация и деметафоризация). Представлен механизм герменевтической методологии, его движущие силы, терминологический аппарат и основные положения герменевтического подхода применительно к изучению педагогического образования.
- Ключевые слова: педагогическая герменевтика, герменевтический анализ, понимание, ценности педагогического образования
- Список литературы: Бахтин М.М. Человек в мире слова. Москва: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. 140 с. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. Москва: Прогресс, 1988. 704 с. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. Москва: Совершенство, 1998. 608 с. Демакова И.Д. Герменевтический подход в педагогике // Школьные технологии. 2008. № 1. С. 40–43. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. Москва: Академия, 2001. 260 с. Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: монография. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2001. 152 с. Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики и варианты ее реализации в научно-образовательной практике // Образование и наука. 2012. Т. 6 (95). С. 19–40. Кабаченко Е.Г. Концепты «учитель» и «ученик» в сознании педагогов (образный компонент) // Лингвокультурология. 2009. № 3. С. 89–91. Лотман Ю.М. Семиосфера. Санкт-Петербург: Искусство СПб., 2001. 704 с. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени». Санкт-Петербург: Рус. христиан. гуманит. ин-т, 1997. 571 с. О должностях человека и гражданина. Санкт-Петербург: Тип. Акад. наук, 1783. 250 с. Салтыков-Щедрин М.Е. Полное собрание сочинений. Т. 1. Губернские очерки, 1857. 3-е изд. Санкт-Петербург: Тип. М.М. Стасюлевича, 1894. 490 с. Сулима И.И. Философская герменевтика и образование // Педагогика. 1999. № 1. С. 36–42. Шлейермахер Ф. Герменевтика. Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2004. 242 с. Krashen S.D. The monitor model for second-language acquisition. Gingras R.C. (Ed.) Second-language acquisition & foreign language teaching. Washington, Center for Applied Linguistics, 1978, рp. 1-26.