- 20
- Социальная активность детей и общественные организации: ресурсы, ограничения и возможности участия
- Филипова А.Г., Бухтиярова И.Н., Скрыпникова Е.М. Социальная активность детей и общественные организации: ресурсы, ограничения и возможности участия // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 147-155. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-147-155
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-147-155
- УДК: 329.78
- Дата приема статьи в публикацию: 15.01.2023
- Аннотация: В статье представлены результаты анкетного опроса школьников (N = 1180), проживающих в городах с разной численностью населения и сельской местности. Целью исследования стало изучение связи между членством в детской общественной организации и социальной активностью детей, их возможностью участвовать в решении разных вопросов, в том числе затрагивающих их интересы. Сравниваются ресурсы и ограничения социальной активности респондентов, включенных и не включенных в организации. Отдельно рассматриваются военно-патриотические, экологические организации, детские и молодежные общественные советы и РДШ.
- Ключевые слова: общественные организации, участие в решении вопросов, социальная активность, дети, подростки
- Финансирование и благодарности: Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 19-011-00654
- Список литературы: Алиева Л.В. Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества: учеб.-метод. пособие. Москва, 2007. 72 с. Григорова В.К., Мазурина Т.Г., Захарова О.В. Педагогический потенциал детских объединений в условиях российского движения школьников // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Кострома: Костромской государственный технологический университет, 2017. С. 184–187. Калабихина И.Е. Анализ положения детей в Российской Федерации. Как обеспечить развитие каждого ребенка. Участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Москва, 2012. 72 с. Кирпичник А.Г. Некоторые основания детоцентрического подхода к детскому общественному движению // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19, № 3. С. 172–177. Кратко А.А., Якуба Е.А. Социология. Харьков: Изд-во Константа, 1996. 192 с. Малиновский А.В. Социально-психологические условия формирования качества детского движения в современной России // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2017. Т. 23, № 2. С. 178–183. Маллаев Д.М. и др. Методика преподавания прав ребенка: учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений. Махачкала: ГОУ ВПО «ДГПУ», Алеф, 2008. 218 с. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды // под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. М.: Пер Сэ, 2010. 336 с. Пашкина Л.Н. Социально-культурные условия воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2010. 222 с. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с. Тетерский С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: дис. ... д-р пед. наук. Тамбов, 2004. 337 с. Тихомирова Е.В., Сутягина Т.В., Титова Ю.Н. Две реальности совместности и событности детей: Российское движение школьников и Городское детское общественное движение // Новый человек в новом обществе: проблемы социализации, ресурсы развития личности и коллектива: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию пионерской организации. Костромской государственный университет. Кострома, 2022. С. 273–279.