7
Чагина Алина Владимировна
Костромская областная общественная организация «Знание»
Самоэффективность и эмпатия российских учителей
Чагина А.В. Самоэффективность и эмпатия российских учителей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 47-55. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-47-55
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-47-55
УДК: 371
Дата приема статьи в публикацию: 03.02.2023
Аннотация: Проблема самоэффективности учителей остается весьма актуальной. В этой связи становится продуктивным изучение взаимосвязи эмпатии и самоэффективности у школьных учителей. Целью настоящего исследования являлось определение связи эмпатии с самоэффективностью учителей посредством анализа англоязычных источников, а также корреляционного анализа данных, полученных в ходе онлайн-опроса российских учителей. В исследовании использовались следующие методики: «Шкала эмпатии учителей» [Wang, Zhang, Peng, Lu, Huang, Chen] в адаптации А.В. Чагиной и Е.В. Забелиной [Чагина, Забелина], а также анкета «Самоэффективность учителя». В опросе приняли участие 116 учителей из ряда регионов России, 94,5 % из них – женщины, средний возраст – 45,04 года. Для обработки данных использовались программа SPSS 19.0. Как показали результаты опроса, российские учителя оценивают собственную эффективность в использовании компьютерных и мультимедийных технологий, у них высоко развиты навыки установления контактов с различными аудиториями (ученики, родители, коллеги), они умеют аргументировать свою позицию, в то же время учителя испытывают затруднения в организации дистанционного обучения, а также в подборе методов проведения опросов и педагогической диагностики учащихся, им трудно использовать в своей работе законодательные и иные нормативные правовые документы органов власти. Было установлено, что эмпатия у преподавателей связана с уровнем религиозности, образования педагога, а также с уровнем субъективного дохода учителя. Возраст учителя коррелирует со многими показателями его самоэффективности. Эмпатия учителей оказалась взаимосвязана с оцениваемой педагогами их самоэффективностью, а именно: умение распознавать эмоции у учеников связано с творческими и исследовательскими навыками учителей, их умением конструировать прямую и обратную связь с другим человеком. Это необходимо принимать во внимание при выстраивании работы с учителями в системе школьного образования.
Ключевые слова: самоэффективность учителя, средняя школа, эмпатия, российские учителя, шкала эмпатии учителей
Список литературы: Беркович М.И., Духанина Л.Н., Максименко А.А., Надуткина И.Э. Восприятие коррупции как социально-экономического феномена населением региона: структурный аспект // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. № 2. С. 161–178. https://doi.org/10.15838/esc.2019.2.62.10 Дейнека О.С., Максименко А.А., Духанина Л.Н. Кибербуллинг и виктимизация: обзор зарубежных публикаций // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 273–292. https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.19 Духанина Л.Н., Максименко А.А. Просветительские запросы россиян // Вопросы образования – Educational Studies. Moscow. 2019. № 2. С. 226–240. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-226-240 Максименко А.А., Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Сапоровская М.В. Фаббинг: особенности аддиктивного поведения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 345–362. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1822 Шипова Н.С., Опекина Т.П. Теоретический анализ понятий самореализации, самоактуализации и самоэффективности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 7–15. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-7-15 Чагина А.В., Забелина Е.В. Психометрическая проверка валидности опросника «Шкала эмпатии для учителей» (Empathy scale for teachers) // Педагогический журнал. 2022. № 6. С. 999–1006. Akin A., Akin U. Academic potential beliefs and feelings and life satisfaction: The mediator role of social self-efficacy. Revista de Psicología Social, 2016, vol. 31 (3), pp. 500-520. Alessandri G., Filosa L., Eisenberg N., Caprara G.V. Within-individual relations of emotional, social, and work self-efficacy beliefs to organizational citizenship behaviors. Journal of Research in Personality, 2021, vol. 91, 104073. Anderson R., Greene M., Loewen P. Relationships among teachers’ and students’ thinking skills, sense of efficacy, and student achievement. Alberta Journal of Educational Research, 1988, vol. 34 (2), pp. 148-165. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change. Psychological Review, 1977, vol. 84 (2), pp. 191-215. Clark M., Bussey K. The role of self-efficacy in defending cyberbullying victims. Computers in human behavior, 2020, vol. 109, 106340. Di Giunta L., Eisenberg N., Kupfer A., Steca P., Tramontano C., Caprara G.V. Assessing perceived empathic and social self-efficacy across countries. European Journal of Psychological Assessment, 2010, vol. 26 (2), pp. 77–86. Fan J., Litchfield R.C., Islam S., Weiner B., Alexander M., Liu C., Kulviwat S. Workplace social self-efficacy: Concept, measure, and initial validity evidence. Journal of Career Assessment, 2013, vol. 21 (1), pp. 91–110. Gibson S., Dembo M. Teacher efficacy: A construct validation. Journal of Educational Psychology, 1984, vol. 76 (4), pp. 569-582. Guo Y., Dynia J.M., Pelatti C.Y., Justice L.M. Self-efficacy of early childhood special education teachers: Links to classroom quality and children’s learning for children with language impairment. Teaching and Teacher Education, 2014, vol. 39, pp. 12-21. Johnson K.E. The relationship between teachers’ beliefs and practices during literacy instruction for non-native speakers of English. Journal of Reading Behavior, 1992, vol. 24 (1), pp. 83-108. Kostić-Bobanović M. Perceived emotional intelligence and selfefficacy among novice and experienced foreign language teachers. Economic Research Ekonomska Istraživanja, 2020, vol. 33 (1), pp. 1200-1213. Lauermann F., Berger J.-L. Linking teacher self-efficacy and responsibility with teachers’ self-reported and student-reported motivating styles and student engagement. Learning and Instruction, 2021, vol. 76. 101441. Lazarides R., Watt H.M., Richardson P.W. Teachers’ classroom management self-efficacy, perceived classroom management and teaching contexts from beginning until mid-career. Learning and Instruction, 2020, vol. 69. 101346. Loeb C., Stempel C., Isaksson K. Social and emotional self-efficacy at work. Scandinavian Journal of Psychology, 2016, vol. 57 (2), pp. 152–161. Luo Y., Permzadian V., Fan J., Meng H. Employees’ social self-efficacy and work outcomes: Testing the mediating role of social status. Journal of Career Assessment, 2019, vol. 27 (4), pp. 661-674. McCaughtry N. The emotional dimensions of a teachers’ pedagogical content knowledge: Influences on content, curriculum and pedagogy. Journal of Teaching in Physical Education. 2004, vol. 23 (1), pp. 30–47. Moore W., Esselman M. Teacher efficacy, power, school climate and achievement: A desegregating district’s experience. Paper Presented at the Annual Meeting of the American Educational Research Association, San Francisco, 1992. Ross J.A., Cousins J.B., Gadalla T. Within-teacher predictors of teacher efficacy. Teaching and Teacher Education, 1996, vol. 12 (4), pp. 385–400. Schutte N.S., Malouff J.M., Bobik C., Coston T.D., Greeson C., Jedlicka C., Wendorf G. Emotional intelligence and interpersonal relations. The Journal of Social Psychology, 2001, vol. 141 (4), pp. 523–537. Smith H.M., Betz N.E. Development and validation of a scale of perceived social self-efficacy. Journal of Career Assessment, 2000, vol. 8 (3), pp. 283–301. Summers J.J., Davis H.A., Hoy A.W. The effects of teachers’ efficacy beliefs on students’ perceptions of teacher relationship quality. Learning and Individual Differences, 2017, vol. 53, pp. 17-25. Tschannen-Moran M., Hoy A.W. Teacher efficacy: Capturing an elusive construct. Teaching and Teacher Education, 2001, vol. 17 (7), pp. 783-805. Tsigilis N., Gregoriadis A., Theodorakis N.D., Evaggelinou C. Teachers’ self-efficacy and its association with their quality of relationships with pre and early adolescents: A hierarchical linear modelling approach. Education, 2019, vol. 3-13, № 47 (1), pp. 64-73. van Aalst D. A. E., Huitsing G., Mainhard T., Antonius H.N., Cillessen A., Veenstra R. Testing how teachers’ self-efficacy and student-teacher relationships moderate the association between bullying, victimization, and student self-esteem. European Journal of Developmental Psychology, 2021, vol. 18, No. 6, pp. 928-947. Vatou A., Gregoriadis A., Tsigilis N., Grammatikopoulos V. Teachers’ social self-efficacy: development and validation of a new scale. Cogent Education, 2022, vol. 9, No. 1, 2093492. Vieluf S., Kunter M., van de Vijver F.J.R. Teacher self-efficacy in cross-national perspective. Teaching and Teacher Education, 2013, vol. 35, pp. 92-103. Wang X., Zhang L., Peng Y., Lu J., Huang Y., Chen W. Development and validation of the empathy scale for teachers (EST). Studies in Educational Evaluation, 2022, vol. 72. 101112. Woolfolk Hoy A., Burke-Spero R. Changes in teacher efficacy during the early years of teaching: A comparison of four measures. Teaching and Teacher Education, 2005, vol. 21 (4), pp. 343-356. Wright S.L., Perrone K.M. An examination of the role of attachment and efficacy in life satisfaction. The Counseling Psychologist, 2010, vol. 38 (6), pp. 796-823. Zee M., Koomen H.M. Teacher self-efficacy and its effects on classroom processes, student academic adjustment, and teacher well-being: A synthesis of 40 years of research. Review of Educational Research, 2016, vol. 86 (4), pp. 981-1015.
Информация об авторе: Чагина Алина Владимировна, Костромская областная общественная организация «Знание», Кострома, Россия, alinachagina90@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-6883-0172