- 15
- Адаптация студентов первого курса к условиям образовательной среды средствами физической культуры и спорта
- Алаев М.В., Титовский А.В., Кондратьев П.А., Егоров А.Б. Адаптация студентов первого курса к условиям образовательной среды средствами физической культуры и спорта // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 108-113. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-108-113
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-108-113
- УДК: 378:796
- Дата приема статьи в публикацию: 15.01.2023
- Аннотация: Процесс адаптации обучающихся к условиям учебно-образовательной среды вуза представляет собой область чрезвычайно пристального внимания, так как рассматривается с точки зрения сохранения здоровья студенческой молодежи. В парадигме здоровьесберегающей функции физическая культура и спорт занимают важное место. Учитывая социально обусловленную направленность физкультурно-спортивного континуума, часть его задач способствует решению вопросов адаптации обучающегося контингента. В формате адаптационных возможностей индивида предметная направленность физической культуры и спорта рассматривает психические процессы и физическое состояние организма занимающихся. Вследствие особенностей процесса адаптации важным условием остается начальный период обучения, оказывающий существенное влияние на процесс самоопределения студентов в учебном коллективе. В данном контексте особая роль отведена процессу физического воспитания с расширенными возможностями специфической коммуникации в учебной и спортивно-массовой работе. В ходе исследования апробированы личностные факторы, стимулирующие адаптационные возможности обучаемых: наличие и отсутствие спортивного опыта, уровень физической подготовленности. Проведен сравнительный анализ выполнения аттестационных требований по учебному предмету «Физическая культура и спорт» в первом семестре обучения трех категорий студентов: с высоким, средним и низким уровнем физической подготовленности. В ходе изучения адаптации студентов первого курса к условиям образовательной среды выявлено отсутствие целеполагающей практики использования средств физической культуры и спорта для вышеназванного предназначения. В данном исследовании предложено рассмотреть проблематику адаптации студентов первого курса через анализ взаимодействующих составляющих вышеназванной деятельности: двигательный тренинг, мотивационные аспекты, психические реакции. Мотивационной стороной проведенного эксперимента послужили оценочные средства в процессе внеучебной деятельности, в том числе личные спортивные достижения.
- Ключевые слова: адаптационный потенциал, средства физической культуры, физическая активность, психофизическая адаптация, уровень физической подготовленности.
- Список литературы: Аксенова А.Н. Роль физического воспитания в социальной адаптации студентов первого курса // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 10 (212). С. 7–11. Гладышев Ю.В. Тип темперамента и степень выраженности психологической защиты // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 2. С. 115–123. Иванова Э.Н. Роль занятий физическими упражнениями в развитии личности студента // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф.; Чебоксары, 22–23 января 2019 года. Чебоксары: Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, 2019. С. 200–203. Исламов В.А. Закономерности адаптации военнослужащих к экстремальным условия природной среды // Теория и практика физической культуры. 2016. № 2. С. 59–60. Карпов В.Ю. Влияние физкультурно-спортивного опыта студентов на их адаптацию к обучению в вузе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 1. С. 43–46. Катрушов А.В. Психологическое сопровождение адаптации студентов при межгосударственной образовательной миграции // Катрушов А.В., Катрушова Л.А., Саргош О.Д. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 2 (13). С. 97–102. Колпакова В.Д. Адаптация студентов первого курса к студенческой жизни // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2021. № 13. С. 101–103. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16–24. Маховицкая Т.П. Значение психофизиологических факторов в процессе адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Вестник Донецкого национального университета. Сер. Б: Гуманитарные науки. 2021. № 2. С. 153–158. Перфильева О.А. Психологическое сопровождение центра развития личности студента в процессе адаптации студентов первого курса ЧГМА // Актуальные проблемы образовательного процесса в высшей медицинской школе: от теории к практике: сб. материалов I Межрегионал. науч.-практ. конф.; Чита, 1 января 2019 года. Чита: РИЦ Читинской государственной медицинской академии, 2019. С. 189–193. Попова Е. Н. Критерии и показатели адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе // «Гаудеамус»: психолого-педагогический журнал. 2021. Т. 20, № 1 (47). С. 87–93. Салманова Д.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. С. 76–79. Ситосанова О.В. Социально-психологическая адаптация студентов первого курса // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2022. № 19. С. 415–418. Удалова Е.П. Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации студентов-первокурсников // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 679–681. Уколова Е.С. Влияние темперамента на уровень адаптации студентов первого курса // Научные дискуссии о главном: человек и общество: материалы межвузов. студ. науч. конф.; Новосибирск, 6 мая 2020 года. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2020. С. 105–109. Федосова И.В. Возможности внеучебной деятельности в вузе для адаптации студентов первого курса // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. 2022. № 8. С. 114–123. Халикова Л.С. Адаптация к обучению студентов первого курса средствами физической культуры // Проблемы педагогики. 2020. № 1 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-k-obucheniyu-studentov-pervogo-kursa-sredstvami-fizicheskoy-kultury. Чернигов Д.А. Проблемы адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Молодая наука Сибири. 2020. № 3 (9). С. 544–549. Шильцова Ю.В. Адаптация студентов к первому курсу в условиях вуза // E-Scio. 2020. № 5 (44). С. 526–535.