15
Алаев Михаил Владимирович
Военный университет им. князя Александра Невского, Московский государственный лингвистический университет
Титовский Александр Викторович
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Московский государственный лингвистический университет
Кондратьев Павел Александрович
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Егоров Алексей Борисович
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Адаптация студентов первого курса к условиям образовательной среды средствами физической культуры и спорта
Алаев М.В., Титовский А.В., Кондратьев П.А., Егоров А.Б. Адаптация студентов первого курса к условиям образовательной среды средствами физической культуры и спорта // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 108-113. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-108-113
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-108-113
УДК: 378:796
Дата приема статьи в публикацию: 15.01.2023
Аннотация: Процесс адаптации обучающихся к условиям учебно-образовательной среды вуза представляет собой область чрезвычайно пристального внимания, так как рассматривается с точки зрения сохранения здоровья студенческой молодежи. В парадигме здоровьесберегающей функции физическая культура и спорт занимают важное место. Учитывая социально обусловленную направленность физкультурно-спортивного континуума, часть его задач способствует решению вопросов адаптации обучающегося контингента. В формате адаптационных возможностей индивида предметная направленность физической культуры и спорта рассматривает психические процессы и физическое состояние организма занимающихся. Вследствие особенностей процесса адаптации важным условием остается начальный период обучения, оказывающий существенное влияние на процесс самоопределения студентов в учебном коллективе. В данном контексте особая роль отведена процессу физического воспитания с расширенными возможностями специфической коммуникации в учебной и спортивно-массовой работе. В ходе исследования апробированы личностные факторы, стимулирующие адаптационные возможности обучаемых: наличие и отсутствие спортивного опыта, уровень физической подготовленности. Проведен сравнительный анализ выполнения аттестационных требований по учебному предмету «Физическая культура и спорт» в первом семестре обучения трех категорий студентов: с высоким, средним и низким уровнем физической подготовленности. В ходе изучения адаптации студентов первого курса к условиям образовательной среды выявлено отсутствие целеполагающей практики использования средств физической культуры и спорта для вышеназванного предназначения. В данном исследовании предложено рассмотреть проблематику адаптации студентов первого курса через анализ взаимодействующих составляющих вышеназванной деятельности: двигательный тренинг, мотивационные аспекты, психические реакции. Мотивационной стороной проведенного эксперимента послужили оценочные средства в процессе внеучебной деятельности, в том числе личные спортивные достижения.
Ключевые слова: адаптационный потенциал, средства физической культуры, физическая активность, психофизическая адаптация, уровень физической подготовленности.
Список литературы: Аксенова А.Н. Роль физического воспитания в социальной адаптации студентов первого курса // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 10 (212). С. 7–11. Гладышев Ю.В. Тип темперамента и степень выраженности психологической защиты // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 2. С. 115–123. Иванова Э.Н. Роль занятий физическими упражнениями в развитии личности студента // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф.; Чебоксары, 22–23 января 2019 года. Чебоксары: Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, 2019. С. 200–203. Исламов В.А. Закономерности адаптации военнослужащих к экстремальным условия природной среды // Теория и практика физической культуры. 2016. № 2. С. 59–60. Карпов В.Ю. Влияние физкультурно-спортивного опыта студентов на их адаптацию к обучению в вузе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 1. С. 43–46. Катрушов А.В. Психологическое сопровождение адаптации студентов при межгосударственной образовательной миграции // Катрушов А.В., Катрушова Л.А., Саргош О.Д. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 2 (13). С. 97–102. Колпакова В.Д. Адаптация студентов первого курса к студенческой жизни // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2021. № 13. С. 101–103. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16–24. Маховицкая Т.П. Значение психофизиологических факторов в процессе адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Вестник Донецкого национального университета. Сер. Б: Гуманитарные науки. 2021. № 2. С. 153–158. Перфильева О.А. Психологическое сопровождение центра развития личности студента в процессе адаптации студентов первого курса ЧГМА // Актуальные проблемы образовательного процесса в высшей медицинской школе: от теории к практике: сб. материалов I Межрегионал. науч.-практ. конф.; Чита, 1 января 2019 года. Чита: РИЦ Читинской государственной медицинской академии, 2019. С. 189–193. Попова Е. Н. Критерии и показатели адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе // «Гаудеамус»: психолого-педагогический журнал. 2021. Т. 20, № 1 (47). С. 87–93. Салманова Д.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. С. 76–79. Ситосанова О.В. Социально-психологическая адаптация студентов первого курса // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2022. № 19. С. 415–418. Удалова Е.П. Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации студентов-первокурсников // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 679–681. Уколова Е.С. Влияние темперамента на уровень адаптации студентов первого курса // Научные дискуссии о главном: человек и общество: материалы межвузов. студ. науч. конф.; Новосибирск, 6 мая 2020 года. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2020. С. 105–109. Федосова И.В. Возможности внеучебной деятельности в вузе для адаптации студентов первого курса // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. 2022. № 8. С. 114–123. Халикова Л.С. Адаптация к обучению студентов первого курса средствами физической культуры // Проблемы педагогики. 2020. № 1 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-k-obucheniyu-studentov-pervogo-kursa-sredstvami-fizicheskoy-kultury. Чернигов Д.А. Проблемы адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Молодая наука Сибири. 2020. № 3 (9). С. 544–549. Шильцова Ю.В. Адаптация студентов к первому курсу в условиях вуза // E-Scio. 2020. № 5 (44). С. 526–535.
Информация об авторе: Алаев Михаил Владимирович, доцент, Военный университет им. князя Александра Невского, Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия, mikhail017@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8369-1841
Информация о соавторе: Титовский Александр Викторович, кандидат биологических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия, AVTitovskiy@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3154-6113
Информация о соавторе: Кондратьев Павел Александрович, преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия, Kondratev.PA@rea.ru, https://orcid.org/0000-0001-6557-0133
Информация о соавторе: Егоров Алексей Борисович, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Egorov.AB@rea.ru, https://orcid.org/0000-0001-7900-1409