2
Миновская Ольга Владиславовна
Костромской государственный университет
Проектирование игровой смены в лагере
Миновская О.В. Проектирование игровой смены в лагере // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 4. С. 13-19. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-13-19
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-13-19
УДК: 371.4
Дата приема статьи в публикацию: 15.12.2022
Аннотация: Полноценное включение игры в программу каникулярной смены соответствует интересам и потребностям не только детей, но и педагогического коллектива, лагеря. Игровая смена становится творческим проектом, способом целостной реализации замысла для педагогов, влияет на формирование «лица» лагеря для родителей и детей. Исследовательская задача состоит в том, чтобы осмыслить варианты смены, где игра является обязательным элементом конструкции. Для анализа использованы психологические и педагогические представления о структуре игры, ее основных элементах. Эмпирической базой выступает авторский лагерь ролевых игр «Кентавр» (Костромская область), авторский лагерь «Город Надежда» (Костромская область), группа компаний «Коллекция Приключений» (г. Москва). Практические кейсы, которыми мы проиллюстрировали свои позиции, были реализованы педагогическими коллективами организаций в период с 1990 года по настоящее время. Место игры в смене связано не только с масштабом ее использования, но и с ее функциями в конструкции смены. В ходе анализа выделено пять вариантов игровой смены: игра как форма организации смены; комбинация игр, объединенных общей темой и фабулой смены; деловая игра как организационная и содержательная конструкция смены; ролевая игра как содержательная основа смены; ситуационно-ролевая игра-эпопея в смене. Рекомендации по проектированию игровой смены затрагивают следующие вопросы: выбор сюжета; связь между условиями лагеря, игровым сюжетом и содержанием деятельности детей; управление игрой, исходя из длительности смены; неигровые ниши для участников в игровой смене.
Ключевые слова: игра, игровая программа, детский лагерь, ситуационно-ролевая игра, игровая конструкция, проектирование
Список литературы: Куприянов Б.В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. 65 с. Куприянов Б.В. Провинциальные заповедники нетоталитарной педагогики (региональные лагеря комсомольского актива в СССР в 60–70 гг. ХХ века) // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, № 4. С. 223–228. Куприянов Б.В., Миновская О.В., Ручко Л.С. Организация детского отдыха. Методика организации ролевой игры: практическое пособие. Сер. 58: Бакалавр. Академический курс. Москва: Юрайт, 2019. 215 с. Мизулин С.В. Игровая программа «Следопыт» // Классный руководитель: науч.-метод. журнал. 2007. № 4. C. 114–119. Панченко С.И., Шевердина О.В. Если не ты, то кто же?! // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 40–42. Рябинин А.И., Куприянов Б.В. Использование игры как педагогического средства в работе с временным детским объединением // Проблемы школьного воспитания. 2000. № 2. С. 22–35. Салина Е.А. Игра как метод экологического воспитания подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2002. 189 с. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.
Информация об авторе: Миновская Ольга Владиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, minovskayaolga@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1571-4562