- 15
- Профилактическая логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации
- Грошенкова В.А., Шабалина С.А. Профилактическая логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 4.С. 100-109. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-28-4-100-109
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-100-109
- УДК: 376
- Дата приема статьи в публикацию: 26.11.2022
- Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации профилактической логопедической работы с детьми раннего возраста в дошкольной образовательной организации; раскрывается возможность применения продуктивных видов деятельности в выявлении и коррекции речевых нарушений детей раннего возраста; описаны результаты обследования речи дети первой младшей группы трех дошкольных образовательных учреждений Тутаевского муниципального района (Ярославская область) в количестве 70 человек (32 мальчика, 38 девочек). Возраст исследуемых детей – от 1 года 9 месяцев до 2 лет 1 месяца. В исследовании принимали участие педагоги (6 старших воспитателей, 10 воспитателей групп для детей раннего возраста и 6 учителей-логопедов) и 68 родителей (законных представителей). Экспериментальная работа была построена в рамках профилактической логопедической работы с детьми раннего возраста на основе использования продуктивных видов деятельности. Авторами разработан цикл коррекционно-развивающих занятий по рисованию и аппликации с целью коррекции различных сторон речи детей раннего возраста, который соответствует требованиям образовательной программы дошкольной образовательной организации, учитывает уровень психоречевого развития детей, предполагает участие воспитателей, учителя-логопеда и родителей (законных представителей) на этапах диагностики, коррекции и патронажа. Авторы используют термин «речетворческий процесс», который предполагает осуществление взаимосвязанной речевой и изобразительной деятельности ребенка, способствует профилактике и/или коррекции речевых и моторных нарушений у детей. Эффективность экспериментальной работы подтверждается данными повторной диагностики уровня развития речи детей раннего возраста. Делаются выводы о необходимости проведения профилактической логопедической работы в условиях дошкольной образовательной организации, об увеличении штатной численности учителей-логопедов в дошкольном образовательном учреждении, о создании программ повышения квалификации педагогических кадров, работающих с детьми раннего возраста. Обозначены задачи реализации данного направления работы в условиях дошкольной образовательной организации.
- Ключевые слова: дети раннего возраста, логопедическая работа, дошкольная образовательная организация, профилактическое логопедическое наблюдение, задержки речевого развития, речетворческий процесс, продуктивные виды деятельности.
- Список литературы: Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Москва: Мозаика-Синтез, 2015. 256 с. Арыхова М.С., Вересова А.В., Садовникова Л.Г. Оказание логопедической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации: практические приемы совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Специальное образование ХХI века: материалы Междунар. науч. форума. Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2021. С. 16–21. Астахова Л.Б. Вариативные модели логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 101–106. Астахова Л.Б. Организационные формы логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями // Педагогическое образование в России. 2018. № 3. С. 59–65. Булах И.В. Оказание ранней логопедической помощи неговорящим детям с задержкой речевого развития в условиях коммерческого коррекционно-развивающего центра // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 26. С. 1145–1150. Волковинская Е.А. Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речевого развития // Наука и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования: материалы XLIII Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург: Изд-во ВВМ, 2021. С. 230–233. Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России // Дефектология. 2003. № 4. С. 4–7. Глузман Ю.В., Городилова С.А., Шешукова Н.Н. и др. Логопедическая помощь детям группы риска в раннем возрасте // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 383–397. Гребенникова В.М., Шумилова Е.А. Современные аспекты подготовки учителей-логопедов. Анализ ситуации. Практика и результаты // Вестник Челябинского государственного университета. Сер.: Образование и здравоохранение. 2021. № 1 (13). С. 9–13. Григоренко Н.Ю., Вятлева Ю.Е., Покровская Ю.А. О внесении прогрессивных дополнений в программы подготовки, профпереподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Педагогическое образование в России. 2020. № 5. С. 154–161. Григоренко Н.Ю. Типология отклонений в социальной коммуникации у детей раннего возраста с различными вариантами задержки развития // Педагогическое образование в России. 2021. № 3. С. 188–194. Гришаева Л.В., Криулина П.А., Макарова И.А. Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с отставанием или риском отставания в развитии (на примере проектирования индивидуальных образовательных маршрутов) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 9 (152). С. 47–53. Жулина Е.В. Модель ранней логопедической помощи детям с задержкой речи // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 15–24. Жулина Е.В., Страхова М.А. Логопедическая помощь детям раннего возраста с задержкой речевого развития на основе коммуникативной системы PECS // Аллея науки. 2017. Т. 2, № 15. С. 713–722. Карелина И.Б. Комплексная абилитация неговорящих детей раннего возраста: монография. Новосибирск: Изд-во АНС «СибАК», 2017. 156 с. Козловская Н.В. Изобразительная деятельность как средство развития речи детей // Вестник научных конференций. 2021. № 12-1 (76). С. 58–60. Кондратьева В.Н., Чаркина Н.В. О необходимости введения дисциплины «Логопедическое сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья» в систему подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образования, профиль «Логопедия» // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 3 (80). С. 276–278. Малофеев Н.Н. О стратегии развития детей с ОВЗ и инвалидностью до 2030 года. URL: https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/05/Malofeev-N.N.-O-strategii-razvitiya-obrazovaniya-detei-s-OVZ.pdf (дата обращения: 07.03.2022). Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. Москва: Аркти, 2003. 240 с. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика развития детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. Москва: ТЦ «Сфера», 2019. 80 с. Платонова Н.П. Изобразительная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста «группы риска» // Теория и практика непрерывного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном образовательном пространстве. Москва: Парадигма, 2021. С. 121–126. Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность: распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 (ред. от 06.04.2021). URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-06082020-n-r-75-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 07.03.2022). Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Москва: Просвещение, 2004. 164 с. Тимофеева В.В., Дирижапова М.Н. Нарушения и патологии речи у детей // Практическая психология в условиях современных кризисов: проблемы, перспективы и решения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / oтв. pед. Т.Ц. Тудупова. Улан-Удэ: Бурятский гос. ун-т им. Доржи Банзарова, 2021. С. 245–250.