4
Достанов Михаил Михайлович
Институт психологии Российской академии наук (ИП РАН)
Особенности современной спонтанной игры дошкольников
Достанов М.М. Особенности современной спонтанной игры дошкольников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 4. С. 27-34. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-27-34
DOI: 373.2
УДК: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-27-34
Дата приема статьи в публикацию: 16.10.2022
Аннотация: В данной статье представлены результаты, полученные в ходе изучения различных особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста. Актуальность данной темы обусловлена изменениями взглядов относительно роли игры в развитии личности ребенка. Целью данного исследования является изучение особенностей свободной, спонтанной игры современных дошкольников, в том числе сюжетно-ролевой. Исследование проводилось на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы. В исследовании участвовало 35 детей 4–6 лет. Основным методом исследования являлось включенное наблюдение за игровой деятельностью детей. Результаты показали, что сюжеты в играх современных дошкольников если и наблюдаются, то в основном заключаются в воспроизведении отдельных стереотипных действий. Было обнаружено, что в большинстве игр роль отсутствовала. Такие ее проявления, как ролевая речь, поведение, характерное для роли, встречались крайне редко. Также в большинстве групп наблюдалось частое отвлечение на посторонние раздражители, что практически сразу разрушало ход игры. Полученные данные могут быть использованы для лучшего понимания и дальнейшего изучения особенностей современной игры дошкольников.
Ключевые слова: дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, роль, спонтанная игра, свободная игра, ролевое поведение, дошкольник, игра
Список литературы: Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер, 2013. 400 с. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Москва: Педагогика, 1984. 432 с. Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников. Санкт-Петербург: Академический Проект, 2016. 256 с. Лазаренко Е.Н., Патрина Т.И. Игра в жизни современного дошкольника // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2019. № 5. URL: http://e-koncept.ru/2019/196045.htm (дата обращения: 15.05.2022). Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. Москва: Эребус, 2006. 304 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 713 с. Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности игры дошкольников с предметами оперирования // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 5. C. 5–15. Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 6. С. 75–84. Рябкова И.А., Шеина Е.Г. Ролевое замещение дошкольников в игре с образными игрушками // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 1. С. 41–50. Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. Т. 10, № 2. С. 76–86. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. Т. 15, № 3. С. 62–70. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с. Эльконинова Л.И. Психическое развитие в ролевой игре – когда оно происходит? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2009. № 2. С. 36–42. Best J.R., Miller P.H., Jones L.L. Executive Functions after Age 5: Changes and Correlates. Dev. Rev, 2009, vol. 29 (3), pp. 180-200. Lillard A.S. Why Do the Children (Pretend) Play? Trends in cognitive sciences, 201721(11), pp. 826–834. https://doi.org/10.1016/j.tics.2017.08.001 Lillard A.S., Lerner M.D., Hopkins E.J., Dore R.A., Smith E.D., & Palmquist C.M. The impact of pretend play on children's development: a review of the evidence. Psychological bulletin, 2013139(1), pp. 1-34. https://doi.org/10.1037/a0029321 Rubin K.H. The Waterloo Longitudinal Project: Correlates and consequences of social withdrawal from childhood to adolecence, 1993. Asendorpf J.B. (Eds.). Social withdrawal, inhibition, and shyness in childhood. Lawrence Erlbaum Associates, Inc., pp. 291-314. Rubin K.H., & Coplan R.J. Social and nonsocial play in childhood: An individual differences perspective. State University of New York Press, 1998, pp. 144-170.
Информация об авторе: Достанов Михаил Михайлович, Институт психологии Российской академии наук (ИП РАН), Москва, Россия, dostanov3@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4081-9606