2
Волот Никита Вадимович
Костромской государственный университет
Уровень развития семейных ценностей современных подростков
Волот Н.В. Уровень развития семейных ценностей современных подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 11-19. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-11-19
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-11-19
УДК: 37.018.137
Дата приема статьи в публикацию: 27.09.2022
Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию феномена семейных ценностей. На основании проведенного анализа зарубежных и отечественных исследований по данной тематике уточнено понятие «семейные ценности» и предложена структура исследуемого феномена в контексте развития подростков. На основании выявленной структуры разработана авторская методика по определению уровня развития семейных ценностей подростков. С ее помощью было проведено исследование, целью которого было определение уровня развития семейных ценностей у современных подростков. В тестировании приняли участие обучающиеся 8-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Костромы «Гимназия № 15» в количестве 115 человек (50 мальчиков, 65 девочек). Средний возраст респондентов составил 13,5 лет. Диагностика показала, что общий уровень сформированности семейных ценностей имеет преимущественно средние значения, что обуславливает потенциальную возможность эффективного формирования семейных ценностей у подростков. Также было обнаружено, что у мальчиков и девочек в подростковом возрасте существуют значимые различия в уровне сформированности отдельных компонентов семейных ценностей. Это позволило предположить, что дальнейшее педагогическое воздействие, формирующее у подростков семейные ценности, должно носить дифференцированный характер, учитывающий выявленные половые различия.
Ключевые слова: подростки, семья, ценность, семейные ценности, развитие семейных ценностей.
Список литературы: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 4-е изд., испр. и доп. Москва: Проспект, 2020. 536 с. Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии. Москва: Прометей: МПГУ, 2003. 240 с. Васильева Э.К. Семья и ее функции (демографо-статистический анализ). Москва: Статистика, 1975. 184 с. Волот Н.В. Опыт формирования семейных ценностей у подростков в современном российском образовании // Новый человек в новом обществе: проблемы социализации, ресурсы развития личности и коллектива: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию пионерской организации (г. Кострома,17–18 марта 2022 г.). 2022. С. 118–123. Воропаева И.П. Эмоции и педагогический потенциал семиотики // Мир психологии. 2002. № 4 (32). С. 203–209. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. URL: https://pedlib.ru/Books/6/0322/6_0322-1.shtml#book_page_top (дата обращения: 15.10.2022). Каширский Д.В., Сабельникова Н.В. Личностные ценности российских и американских студентов // Психология и Психотехника. 2019. № 2. С. 28–39. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 47–57. Коренькова М.С. Формирование у старшеклассников отношения к семье как социально значимой ценности в условиях проектной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2015. 211 с. Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч.: в 50 т. Москва: Партиздат ЦК ВКП(б), 1937. Т. 16. 559 с. Психология и педагогика: в 2 ч. Ч. 2. Педагогика: учебник для вузов / В.А. Сластенин и др.; под ред. В.А. Сластенина, В.П. Каширина. Москва: Юрайт, 2022. 374 с. Самохвалова А.Г. Профилактика насилия в образовательной среде школы: кросскультурный аспект // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 3. С. 24–32. Сапоровская М.В., Екимчик О.А., Опекина Т.П. Близкие отношения: теоретический обзор исследований и концептуализация модели // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 144–154. Шабанова М.А. О некоторых преимуществах интеграции экономического и социологического анализа институциональных изменений (статья 1). Институты, практики, роли // Экономическая социология. 2006. Т. 7, № 4. С. 11–26. Щедровицкий Г.П. Понимание, рефлексия и мышление. Москва: Наследие ММК, 2005. 800 с. Davis К., Moore W.E. Some principles of stratification. American Sociological Review, 1945, vol. 10, № 2, pp. 242-249. Glowsky D. Staatsbürgerschaft als Ressource bei der Heirat ausländischer Frauen. Eine Analyse mit Daten des Sozio‐oekonomischen Panel. Zeitschrift für Soziologie, 2007, Jg. 36, Heft 4, S. 282-301. Perry R.B. General Theory of Value. New York, Harvard University press, 1950, pp. 729. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: extensions and cross-cultural replications. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, vol. 53, pp. 550-562.
Информация об авторе: Волот Никита Вадимович, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, nikita_volot@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2924-9785