18
Толкачева Ирина Викторовна
Курский государственный медицинского университет
Современные вызовы медицинского образования и их отражение в учебной программе
Толкачева И.В. Современные вызовы медицинского образования и их отражение в учебной программе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 143-150. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-143-150
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-143-150
УДК: 378:61
Дата приема статьи в публикацию: 19.09.2022
Аннотация: Медицинское образование XXI века находится на перепутье. Столкнувшись с проблемами, вызванными развитием науки и технологиями, а также социальными изменениями, учебная программа все больше не соответствует новым потребностям в преподавании и медицинской практике. Путь к серьезной реформе учебной программы сложен из-за множества факторов, включая глубоко укоренившиеся ценности, естественное сопротивление изменениям и процесс аккредитации. В действительности даже само понимание того, что значит быть профессионалом, меняется, что оказывает глубокое влияние на будущую роль врача в обществе и те отношения, которые складываются в ходе лечебной практики между врачом и пациентом. В данной статье автор рассматривает проблемы, стоящие перед медицинским образованием в современную эпоху. Для решения этих проблем автор рекомендует уделять особое внимание учебной программе медицинского образования XXI века: получению и хранению знаний, сотрудничеству с приложениями искусственного интеллекта и управлению ими, глубокому пониманию вероятностных рассуждений и развитию эмпатии и сострадания в соответствии с этическими нормами и стандартами. Учитывая эти потребности, крайне важно, по мнению автора, провести существенную реформу учебных программ и при этом стремиться к внесению таких изменений, которые будут способствовать подготовке специалистов-практиков в быстро меняющемся XXI веке. Автор статьи предлагает «первые шаги», которые может предпринять учреждение высшего образования для решения рассматриваемых в данном исследовании проблем.
Ключевые слова: медицинское образование, учреждения образования, учебная программа, реформирование, специалисты-практики, студенты медицинских вузов.
Список литературы: Брагин А.В. Компетентностный подход в повышении качества профессиональной подготовки студентов медицинских вузов // Научный форум. Сибирь. 2022. Т. 8, № 1. С. 16–17. Взаимосвязь государственной итоговой аттестации и аккредитации выпускников медицинского вуза / И.В. Фирсова, Е.И. Адамович, Е.Б. Марымова [и др.] // Colloquium-journal. 2019. № 2–3 (26). С. 28–29. Дьяченко В.Г. О некоторых итогах реформ здравоохранения и медицинского образования в российской провинции // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. 2019. № 1 (34). С. 3–6. Дьяченко В.Г., Литвинцева С.А. Реформы образования и мотивационные основы подготовки будущих врачей // Дальневосточный медицинский журнал. 2018. № 1. С. 127–135. Карпин В.А. Актуальные проблемы реформы медицинского образования // Новые педагогические технологии. 2014. № 19. С. 66–67. Корчак Д. Ольга Ковтун: «Мы перестраиваем свои образовательные программы, нацеливая их на самые последние достижения в медицине» // Ректор вуза. 2020. № 2. С. 12–13. Малханова Д.А. Проблема реформы высшего медицинского образования: за и против // Научно-исследовательский и инновационный потенциал молодежи. Чита: Забайкальский институт предпринимательства, 2013. С. 58–62. Матющенко В.С. Некоторые современные проблемы высшего медицинского образования // Перспективы развития современного гуманитарного знания. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», 2020. С. 168–172. Огородникова Э.Ю. Наукоемкость основных образовательных программ медицинского образования // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18, № 10. С. 148–149. Павлов В.Н., Цыглин А.А. Модернизация высшего образования посредством внедрения современных инновационных технологий // Медицинское образование и вузовская наука. 2015. № 1 (7). С. 84–86. Пешев Л.П., Ляличкина Н.А. Реальные пути повышения качества высшего медицинского образования в России // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 37–45. Позднякова В.А. Симуляционные технологии в медицинском образовании // Автоматизация и управление в машино- и приборостроении. Саратов: Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., 2021. С. 180–185. Сухарукова О.В. Междисциплинарный подход в подготовке молодых специалистов // Смоленский медицинский альманах. 2017. № 2. С. 166–168. Таратухин Е.О. Этическая компетентность как компонент подготовки врачей // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 2. С. 100–102. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3208. Чернышева И.В. Гуманизация медицинского образования: потенциал истории медицины // Философские проблемы биологии и медицины: Воронеж: Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко, 2021. С. 183–187. Шапошников В.И. Проблемы медицинского образования в свете современных достижений науки // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 41–3. С. 25–28. Bai H. Modernizing Medical Education through Leadership Development. Yale J Biol Med, 2020, № 93 (3), pp. 433–439. PMCID: PMC7448395. Blouin D., Tekian A., Kamin C., Harris I.B. The impact of accreditation on medical schools' processes. Med Educ, 2018, № 52 (2), pp. 182–191. https://doi.org/10.1111/medu.13461. Epub, 2017, Oct 18. PMID: 29044652. Fischel J.E., Olvet D.M., Iul R.J., Lu W.H., Chandran L. Curriculum reform and evolution: Innovative content and processes at one US medical school. Med Teach, 2019, № 41 (1), pp. 99–106. https://doi.org/10.1080/0142159X.2018.1444268. 2018, Mar 11. PMID: 29527967. Kusurkar Rashmi A., Croiset Gerda, Mann Karen V., Custers Eugene. Have Motivation Theories Guided the Development and Reform of Medical Education Curricula? A Review of the Literature. Academic Medicine, 2012, vol. 87, № 6, pp. 735–743. LeBlanc C., Sonnenberg L.K., King S., Busari J. Medical education leadership: from diversity to inclusivity. GMS J Med Educ, 2020, № 16, 37 (2), pp. 138-165. https://doi.org/10.3205/zma001311. PMID: 32328520; PMCID: PMC7171362. Pe´rez-Montoro M., Tammaro A.M. Outcomes of the Bologna Process in LIS higher education: Comparing the two programs in Europe. Inter Info Lib Rev, 2012, № 44, pp. 233–242. Reis S. Curriculum reform: Why? What? How? And how will we know it works? Isr J Health Policy Res, 2018, № 7 (1), pp. 274-301. https://doi.org/10.1186/s13584-018-0221-4. PMID: 29880061; PMCID: PMC5991462. Rossi S., Horsley T. Toward a definition of competency based education in medicine: A systematic review of published definitions. Med Teach, 2010, № 32 (8), pp. 631–637. Van Schaik S.M. Accessible and Adaptable Faculty Development to Support Curriculum Reform in Medical Education. Acad Med, 2021, № 96 (4), pp. 495– 500. https://doi.org/10.1097/ACM.0000000000003804. PMID: 33060398.
Информация об авторе: Толкачева Ирина Викторовна, канд. фармацевт. наук, Курский государственный медицинского университет, Курск, Россия, tolkachevaiv@kursksmu.net, https://orcid.org/0000-0001-9417-8747