5
Смирнова Евгения Сергеевна
Костромской государственный университет
Этническая идентичность и толерантность иностранных курсантов в поликультурной среде военного вуза
Смирнова Е.С. Этническая идентичность и толерантность иностранных курсантов в поликультурной среде военного вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 35-44. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-35-44
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-35-44
УДК: 355
Дата приема статьи в публикацию: 16.09.2022
Аннотация: Статья посвящена определению уровня этнической идентичности и проявлению толерантности у иностранных курсантов российского военного вуза в условиях межкультурного взаимодействия; отмечено, что среда военного образовательного учреждения характеризуется депривационностью. В статье представлены результаты проведенного исследования. Выборку составили 38 иностранных курсантов дальнего зарубежья подготовительного, первого и второго курсов, обучающихся в Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко г. Костромы. В исследуемых показателях у обучающихся разных курсов выявлена динамика. Положительная динамика установлена по показателям этнической индифферентности, позитивной этнической идентичности, этноэгоизма, этнофанатизма, однако по показателям этнической и социальной толерантности, этнонигилизма, этноизоляционизма отмечена отрицательная динамика. С одной стороны, растет уровень терпимости, уважения к другим нациям, готовность к сотрудничеству; с другой стороны, существует риск конфликтов, автономизации. Именно поэтому необходимо создавать специальные педагогические условия для развития межкультурной толерантности и этнической идентичности к образовательной поликультурной среде, базирующихся на учете национального, социально-психологического, военно-служебного факторов, а также на использовании возможностей дисциплины «Русский язык».
Ключевые слова: толерантность, межэтническая толерантность, этническая идентичность, военный вуз, поликультурная среда, иностранные курсанты.
Список литературы: Арипова М.Л. Современный мир и проблема толерантности // Проблемы педагогики. 2018. № 1. С. 13–15. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. Москва: Смысл, 2001. 416 с. Бильданова В.Р., Бисерова Г.К., Шагивалеева Г.Р. Исследование этнической идентичности в поликультурной студенческой среде // Вестник ЮУрГГПУ. 2015. № 6. С. 141–145. Боброва Т.В., Дранишников С.А. Развитие идентичности и толерантности личности иностранных студентов в условиях образовательного процесса // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4, № 3. С. 187–197. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2003. С. 104–117. Валиуллина Е.В. Социальная толерантность и уровень общительности // Аллея науки. 2018. Т. 4, № 8 (24). С. 205–209. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. 2002. № 6. С. 12–16. Германов Г.Н., Силиванова К.В., Васенин Г.А., Хаошуан Ван, Цзюань Ян. Диагностика этнической идентичности русских и китайских школьников в контексте формирования межнациональной толерантности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 1. С. 427–436. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. Москва: Гнозис, 2003. 288 с. Калинина С.Б. Межэтническая толерантность как задача обучения и воспитания курсантов военного вуза // Наука. Общество. Оборона. 2018. № 1. URL: https://www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2018-1-14/article-0133/ (дата обращения: 19.05.2022). Коротаев А.С. Специфика образовательной среды современного военного вуза // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4. С. 78–85. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. Москва: Эксмо, 2005. Кулаченко М.П. Этническая толерантность как объективная потребность современного общества // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы науч.-практ. конф. Москва, 2015. С. 58–60. Кульбашная Е.В. Принцип языковой толерантности в преподавании русского языка как иностранного // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 231–237. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 46–54. Лощаков А.М. Психолого-педагогическое сопровождение гармонизации межнациональных отношений студентов в структуре курса «Безопасность жизнедеятельности» // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 2. С. 123–126. Об утверждении Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны: Приказ министра обороны Российской Федерации от 17 января 2022 г. № 22. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202280067 (дата обращения: 17.07.2022). Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / под ред. А.П. Садохина. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 352 с. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. Москва: Смысл, 2008. 172 с. Развитие межкультурной коммуникативной компетентности детей и подростков / А.Г. Самохвалова, О.Б. Скрябина, М.В. Метц, Н.М. Иванова. Кострома: Костромской государственный университет, 2018. 172 с. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности воспитанников кадетского корпуса и способы их преодоления // Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. С. 699–708. Сергеева Е.В. Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2009. 28 с. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2000. 22 с. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. Москва: Смысл, 1998. 389 с. Соловей Д.В., Спирина В.И. Особенности образовательной среды военного вуза // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019. № 2. С. 36–43. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 124 с. Цветкова Н.А., Эгамбердиева Е.В. Взаимосвязь этнической идентичности, толерантности и авторитарности у студентов, обучающихся в условиях межкультурного взаимодействия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2022. № 1. С. 81–99. Шемет Н.В. Модель формирования межэтнической толерантности курсантов военного вуза // Казанский педагогический журнал. 2021. № 1. С. 183–188. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный). URL: http://med.niv.ru/doc/dictionary/psychology-and-pedagogy/index.htm (дата обращения: 25.05.2022). Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с.
Информация об авторе: Смирнова Евгения Сергеевна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, evg-es@mail.ru