1
Савельева Ольга Евгеньевна
Смоленский государственный университет
Эмоциональное приучение как приём формирования умения принимать себя и других, не осуждая
Савельева О.Е. Эмоциональное приучение как приём формирования умения принимать себя и других, не осуждая // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 5-10. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-5-10
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-5-10
УДК: 159.9:316.6
Дата приема статьи в публикацию: 13.10.2022
Аннотация: Школа как агент воспитания молодого поколения в современном мире вынуждена бороться со многими факторами, негативно влияющими на межличностные отношения в обществе. Ввиду этого очень важным и своевременным является включение в новые ФГОС основного общего образования такого пункта, который регламентирует необходимость учить школьников «принимать себя и других, не осуждая». Однако автор, анализируя публикационную статистику электронной библиотеки elibrary, приходит к выводу, что работа по реализации этого пункта далеко не в полной мере обеспечена научной и методической литературой. При этом зарубежные страны (на примере США) уже многие годы активно исследуют и ведут практические разработки программ по социально-эмоциональному обучению (SEL). Это в большой мере аналогично работе над формированием способности принимать себя и других, не осуждая, поскольку такие программы предполагают развитие эмпатии, понимание и управление эмоциями, обучение разрешению конфликтов. В статье говорится о большом потенциале таких программ и о целесообразности применения опыта школ США в российской системе образования. Кроме того, предлагаются базирующиеся на бихевиористском подходе авторские техники эмоционального приучения на основе якорных образов, которые могли бы использоваться для практической реализации анализируемого пункта ФГОС. Статья носит поисково-дискуссионный характер, её результаты могут быть использованы для дальнейших исследований путей реализации воспитательного потенциала школы, способов воспитания эмоционального интеллекта и эмпатии, формирования духовно-нравственных качеств школьников и культуры бесконфликтного общения.
Ключевые слова: ФГОС 2021, принятие себя и других, не осуждая, нравственное воспитание в школе, эмоциональный интеллект, эмпатия.
Список литературы: Амасович Н.В., Лауткина С.В. Я и эмоции. Витебск, ВГУ им. Машерова, 2019. 63 с. Белая Е.Н. Интерактивное обучение как средство развития критического мышления студентов // Омские научные чтения – 2019: материалы III Всерос. науч. конф. Омск, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2019. С. 986–988. Василенко Н.А. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста // Научный альманах, 2015. № 8 (10). С. 1510–1514. Ибрагимова З.Н. К вопросу о формировании правовой привычки подростков // Педагогика и современность. 2015. № 4 (18). С. 12–14. Молчанова Е.В. Условия формирования чувства собственного достоинства у школьников // Успехи современного естествознания. 2008. № 2. С. 56. Оборотова Ю.В. Влияние игры на социальное развитие дошкольника // Молодежная наука: тенденции развития. 2018. № 3. С. 6–10. Niemi K. CASEL Is Updating the Most Widely Recognized Definition of Social-Emotional Learning. Here’s Why. America's Education News Source “The 74”. December 15, 2020. URL: https://www.the74million.org/article/niemi-casel-is-updating-the-most-widely-recognized-definition-of-social-emotional-learning-heres-why/ (дата обращения: 04.08.2022). Oberle E., Schonert-Reichl K.A. Social and Emotional Learning: Recent Research and Practical Strategies for Promoting Children’s Social and Emotional Competence in Schools. Matson J. (eds) Handbook of Social Behavior and Skills in Children. Autism and Child Psychopathology Series. Springer, Cham, 2017, pp. 175–197. Rivers S.E., Brackett M.A., Reyes M.R. et al. Improving the Social and Emotional Climate of Classrooms: A Clustered Randomized Controlled Trial Testing the RULER Approach. Prev Sci 14, 2013, pp. 77–87. Zins J.E., Elias M. Social and emotional learning. Children's needs III: Development, prevention, and intervention, 2006, pp. 1-13.
Информация об авторе: Савельева Ольга Евгеньевна, кандидат педагогических наук, Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия, oe.savelyeva@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-6838-7198