4
Плуженская Любовь Витальевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Коммерческая реклама как аксиологический ресурс воспитательной деятельности
Плуженская Л.В. Коммерческая реклама как аксиологический ресурс воспитательной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 25-34. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-25-34
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-25-34
УДК: 37
Дата приема статьи в публикацию: 12.10.2022
Аннотация: Обострение конфликтогенности информационного общества и усиление его социальной дезорганизации ориентируют профессиональные педагогические сообщества на поиск эффективных инструментов, способных обеспечить формирование ценностных ориентаций молодежи. В статье рассматривается проблематика изучения массмедийного брендированного дискурса как значимого воспитательного ресурса, направленного на усвоение цифровым поколением молодежи социально-культурного опыта и традиционных духовных ценностей российского общества. Основу концептуальной модели изучения аксиологического ресурса коммерческой рекламы по формированию ценностных ориентаций молодых россиян как воспитательного концепта и индикатора социальной стабильности составил интегративный подход, включающий известные методы социологического и психологического исследования, методы политической медиаметрии и адаптированные для задач исследования методические приемы. Для исключения парадокса Лапьера и верификации результатов исследования были использованы статистические методы обработки данных. Проведенное в молодежной аудитории эмпирическое исследование выявило идентификацию ценностей реципиентами, зафиксировало возникновение воспитательного воздействия под влиянием коммерческой рекламы не только в отношении выработки покупательских предпочтений и установок, но и в отношении формирования ценностных социально и общественно значимых установок. Результаты исследования показали, что коммерческая реклама обладает значительным потенциалом при использовании массмедийного брендированного дискурса как воспитательного инструментария, обозначая семантическое поле, в котором происходит социализация молодежи и усвоение ценностных ориентаций.
Ключевые слова: воспитание, ценностные ориентации, коммерческая реклама, воспитательный ресурс.
Список литературы: АКАР. URL: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. (дата обращения: 08.05.2022). Артюхов А.В., Ребрышева Л.В., Савицкая Ю.П. Влияние рекламы на систему ценностных ориентаций молодежи // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (68). С. 20–28. Бугайчук Т.В. Становление гражданской идентичности молодого поколения в период социокультурной трансформации современной России: монография. Ярославль, 2021. 319 с. Духанина Л.Н. Ценности и жизненные приоритеты российских школьников // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 20–28. Коряковцева О.А. Формирование гражданской идентичности молодежи как фактора единения российского общества // Траектория политического развития России: институты, проекты, акторы: материалы всерос. науч. конф. РАПН с междунар. участием. Москва, 2019. С. 211–212. Лещук Н.С. Реклама как средство социализации и инкультурации: современный подход // Научный вестник МГТУ ГА. Сер.: История, философия, социология. 2009. № 142. С. 144–149. Пидшморг Ю.В. Социокультурное воздействие рекламы на ценности современного российского общества: дис. … канд. культурологии. Краснодар, 2009. 262 c. Савицкая В.Ю. Реклама как фактор социокультурной динамики: дис. … канд. культурологии. Санкт-Петербург, 2005. 183 с. Об образовании в РФ: Федеральный закон: в ред. от 31.07.2020 № 304-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru О рекламе: Федеральный закон: в ред. от 16.04.2022 № 38-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru Титова Е.С. Реклама в системе факторов формирования правовой культуры личности: дис. … канд. социол. наук. Тюмень, 2005. 211 с. Тогошиева А.В. Влияние рекламы на процесс социализации учащейся молодежи (на материалах Республики Бурятия): дис. … социол. наук. Улан-Удэ, 2009. 149 с. Ходырев А.М., Данилова Л.Н., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э. Проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровизации общества // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 5–13. Ball-Rokeach S., Rokeach M., and Grube J.W. The Great American Values Test: Influencing Behavior and Belief Through Television, 1984. Bates F., Hany P. Social Institution. NY, 1973, 132 р. Durkheim E. The Division of Labour in Society. Trans. W.D. Halls, intro. Lewis A. Coser. New York, Free Press, 1997. La Piere R. Attitude versus action, (Eds.) Fishbein M., John N. Attitude Theory and Measurement. N. Y., 1967. Touraine A. The Post-Industrial Society. Tomorrow`s Social History: Classes, Conflicts, and Culture in the Programmed Society. N. Y., Random house Publ., 1971, 244 p. O'Shaughnessy J. Consumer Behavior. Perspectives, Findings & Explanations New York, Palgrave Macmillan, 2013.
Информация об авторе: Плуженская Любовь Витальевна, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, l.pluzhenskaya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8276-1705