12
Кубатина Юлия Анатольевна
Луганский государственный педагогический университет
Особенности эмоционально-оценочного компонента профессиональной идентичности практического психолога системы образования в процессе профессионалогенеза
Кубатина Ю.А. Особенности эмоционально-оценочного компонента профессиональной идентичности практического психолога системы образования в процессе профессионалогенеза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 93-99. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-93-99
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-93-99
УДК: 159.9:37
Дата приема статьи в публикацию: 10.10.2022
Аннотация: Целью данной статьи является анализ особенностей развития эмоционально-оценочного компонента профессиональной идентичности практических психологов системы образования. Автором кратко рассмотрены подходы к содержанию самого феномена профессиональной идентичности, его компонентов (когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого). Проведен анализ результатов экспериментального изучения особенностей развития эмоционально-оценочного компонента профессиональной идентичности специалистов-психологов, находящихся на разных этапах профессионального становления (студентов-выпускников педагогического университета, обучающихся по направлению 37.03.01 «Психология», и практических психологов школ и дошкольных образовательных учреждений со стажем от 1 года до 15 лет и выше). Полученные результаты свидетельствуют о том, что если большинство выпускников испытывают нейтральное отношение к профессии и всему, что с ней связано, что обуславливает и среднюю степень активности в рамках профессиональной деятельности, то чем больше стаж работы психолога, тем более положительно его отношение к профессии и более высока его профессиональная активность. То есть автором в ходе исследования была выявлена специфика особенностей взаимосвязи эмоционального отношения к профессии и степени активности в профессиональном поле деятельности в зависимости от этапа профессионалогенеза, на котором находятся испытуемые.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональная идентичность психолога, компоненты профессиональной идентичности, формирование и развитие профессиональной идентичности, типы профессиональной идентичности
Список литературы: Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 4. С. 51–59. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. Москва, 2003. 336 с. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии. 2004. № 2. С. 148–156. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва, 2004. 304 с. Кочнева Е.М., Блохина М.А., Лебедева Е.Г. Профессиональная идентичность как предмет психологических исследований // Мир науки: интернет-журнал. № 3. 2018. URL: https://mir-nauki.com/PDF/49PSMN318.pdf (доступ свободный). Мищенко Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2005. 23 с. Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества // Сборник научных трудов. Ярославль, 2003. С. 154–163. Пряжников Н.С. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., стер. Москва, 2009. 480 с. Родыгина У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12, № 4. С. 39–51. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дис. ... д-ра психол. наук. Москва, 2001. 272 с.
Информация об авторе: Кубатина Юлия Анатольевна, Луганский государственный педагогический университет, Луганск, Луганская Народная Республика, yula5176@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5022-3809