- 11
- Психология ресурсности мышления педагогических работников
- Кашапов М.М., Сурина Н.В. Психология ресурсности мышления педагогических работников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3.С. 84-92. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-84-92
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-84-92
- УДК: 159:316.6
- Дата приема статьи в публикацию: 24.10.2022
- Аннотация: В статье рассматриваются психологические особенности ресурсности педагогических работников, необходимые для реализации профессиональной деятельности. Для исследования ресурсно-ориентированного мышления проводился сравнительный анализ педагогических (N = 110) и медицинских (N = 106) работников. В качестве критерия для такого разделения послужила принадлежность этих работников к типу социономических профессий. В эмпирическом исследовании сбор данных происходил с помощью методик «Оценка ресурсности мышления» (И.В. Серафимович, Е.А. Медведева, Н.В. Сурина); «Диагностика субъективного благополучия личности» (Р.М. Шамионов, Т.В. Бескова); «Пятифакторный опросник осознанности» (Ruth A. Bear, T.G. Smith, J. Hopkins, J. Krietemeyer, L. Toney; адаптация: Н.М. Юмартова, Н.В. Гришина); «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко). В ходе проведенного исследования верифицирована гипотеза, что на формирование ресурсности мышления значимое влияние оказывают особенности образа жизни и организации трудовой деятельности субъекта. Установлено, что существуют различия в особенностях проявления ресурсности мышления у педагогов и медицинских работников. Ресурсность мышления профессионала у представителей профессий социономического типа тесно взаимосвязана со стажем работы, особенностями процесса профессионализации. Особенности образа жизни, разнообразие увлечений, организация досуга, образование мамы и количество хобби в детстве оказывают влияние на развитие ресурсности мышления. Ресурсность мышления рассматривается как профессионально важное качество и раскрывается как одна из ключевых метакогнитивных характеристик, обеспечивающих как профессиональный успех, так и психологическое благополучие. Высокий уровень развития ресурсности мышления благоприятно влияет на уровень субъективного благополучия индивида. Обоснована значимость ресурсности мышления как фактора профилактики эмоционального выгорания.
- Ключевые слова: профессионализация, субъект, когнитивный ресурс, ресурсность мышления, социономический тип профессий.
- Финансирование и благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22–28–00602, https://rscf.ru/project/22–28–00602/
- Список литературы: Кашапов А.С. Когнитивно-ресурсные компоненты событийности в условиях профессионализации субъекта // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 55–61. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-55-61 Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2000. 48 с. Кашапов М.М. Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах) // Сибирский психологический журнал. Томск, 2005.№ 22. С. 135–140. Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л. Ресурсность мышления как основа конструирования акме-событий: теоретико-методологический аспект // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2017. Т. 22. С. 10–20. Кашапов М.М., Огородова Т.В. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы: учеб. пособие. Сер. 69, Бакалавр и магистр. Модуль. 2-е изд., испр. и доп. Москва:Юрайт, 2017. 259 с. Кашапов М.М., Филатова Ю.С., Кашапов А.С. Когнитивные компоненты творческого процесса в конфликте: монография. Ярославль: Индиго, 2018. 360 с. Кашапов М.М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116–130. Кашапов М.М. Динамика ресурсности мышления врачей на стадиях профессионализации // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2021а. Т. 6, № 4. С. 33–62.https://doi.org/10.38098/ipran.opwp_2021_21_4_002 Кашапов М.М. О методике диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа) // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2021б. № 1 (41). С. 395–413. Кашапов М.М., Сурина Н.В., Кашапов А.С. Ресурсность мышления как ключевая компетентность педагога в условиях цифровизации образовательной среды // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2022. Т. 40. С. 18–30. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.18 Кашапов М.М. Ресурсность мышления как технология реализации творческого потенциала субъекта // Методология современной психологии. 2022. № 15. С. 152–165. Корнилова Т.В. Сетевая организация как путь интеграции психологии // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 5. С. 99–105. https://doi.org/10.31857/S020595920000839-8 Савельева Л.А., Кашапов М.М., Ильин М.В. Когнитивные основы синдрома эмоционального выгорания ординаторов в условиях последипломного образования // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 77–82. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-77-82 Савельева Л.А., Кашапов М.М., Савельева М.И. Оценка когнитивных факторов и их взаимосвязей с синдромом эмоционального выгорания на разных уровнях медицинского образования // Вестник Костромского государственного университета. Сер.:Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 160–166. Серафимович И.В. Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социономического типа профессий // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). С. 75–83. Соловьева С.Л. Ресурсы личности // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 23.03.2017). Сурина Н.В. Проблема классификации ресурсов в современной психологии // Ярославский психологический вестник. 2020а. № 1 (46). С. 28–33. Сурина Н.В. Ресурсы в структуре индивидуальности и ресурсность мышления // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2020б. № 1 (39). С. 133–145. Толочек В.А. Профессиональный отбор: парадигмы ХХ и ХХI столетий (часть первая) // Организационная психология. 2021. Т. 11, № 4. С. 110–128. Филатова Ю.С., Кашапов А.С. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 385–404. Филатова Ю.С. Влияние личностных характеристик на профессионализацию клинического мышления терапевтов // Методология современной психологии. 2019. № 9. С. 300–307. Хазова С.А. Когнитивные ресурсы совладающего поведения: Эмпирические исследования: монография. Кострома, 2010. 149 с. Bakker A.B., Demerouti E. The Job Demands-Resources model: state of the art. Journal of Managerial Psychology, 2007,vol. 22, No. 3,рp. 309-328. Bakker A.B., Xanthopoulou D. Creativity and Charisma among female leaders: the role of resources and work engagement. The International Journal of Human Resource Management, 2013,vol. 24, № 14,рр. 2760-2779. Baumeister R.F., Campbell J.D., Krueger J.I., Vohs K.D. Does High Self-Esteem Cause Better Performance, Interpersonal Success, Happiness, or Healthier Lifestyles? Psychological Science in the Public Interest, 2003,vol. 4, № 1, pp. 1-44. Lorente L., Salanova M., Martinez I.M., Vera M. How personal resources predict work engagement and self-rated performance among construction workers: A social cognitive perspective. International Journal of Psychology, 2014,vol. 49, № 3,рр. 200-207. Mastenbroek N.J.J.M., Jaarsma A.D.C., Scherpbier A.J.J.A., van Beukelen P., Demerouti E. The role of personal resources in explaining well-being and objective performance: a study among young veterinary professionals. European Journal of Work and Organizational Psychology, 2014,vol. 23, № 2,рр. 190-202. Morton J.B., Ezekiel Fredrick Wilk, Heather A. Cognitive Control: Easy to Identify But Hard to Define. Topics in Cognitive Science, 2011,vol. 3 (2),рр. 212–216. Xanthopoulou D., Bakker A., Demerouti E., Schaufeli W. Work engagement and financial returns: A diary study on the role of job and personal resources. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 2009,vol. 82,рр. 183–200.