11
Кашапов Мергаляс Мергалимович
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Сурина Наталья Витальевна
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Психология ресурсности мышления педагогических работников
Кашапов М.М., Сурина Н.В. Психология ресурсности мышления педагогических работников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3.С. 84-92. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-84-92
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-84-92
УДК: 159:316.6
Дата приема статьи в публикацию: 24.10.2022
Аннотация: В статье рассматриваются психологические особенности ресурсности педагогических работников, необходимые для реализации профессиональной деятельности. Для исследования ресурсно-ориентированного мышления проводился сравнительный анализ педагогических (N = 110) и медицинских (N = 106) работников. В качестве критерия для такого разделения послужила принадлежность этих работников к типу социономических профессий. В эмпирическом исследовании сбор данных происходил с помощью методик «Оценка ресурсности мышления» (И.В. Серафимович, Е.А. Медведева, Н.В. Сурина); «Диагностика субъективного благополучия личности» (Р.М. Шамионов, Т.В. Бескова); «Пятифакторный опросник осознанности» (Ruth A. Bear, T.G. Smith, J. Hopkins, J. Krietemeyer, L. Toney; адаптация: Н.М. Юмартова, Н.В. Гришина); «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко). В ходе проведенного исследования верифицирована гипотеза, что на формирование ресурсности мышления значимое влияние оказывают особенности образа жизни и организации трудовой деятельности субъекта. Установлено, что существуют различия в особенностях проявления ресурсности мышления у педагогов и медицинских работников. Ресурсность мышления профессионала у представителей профессий социономического типа тесно взаимосвязана со стажем работы, особенностями процесса профессионализации. Особенности образа жизни, разнообразие увлечений, организация досуга, образование мамы и количество хобби в детстве оказывают влияние на развитие ресурсности мышления. Ресурсность мышления рассматривается как профессионально важное качество и раскрывается как одна из ключевых метакогнитивных характеристик, обеспечивающих как профессиональный успех, так и психологическое благополучие. Высокий уровень развития ресурсности мышления благоприятно влияет на уровень субъективного благополучия индивида. Обоснована значимость ресурсности мышления как фактора профилактики эмоционального выгорания.
Ключевые слова: профессионализация, субъект, когнитивный ресурс, ресурсность мышления, социономический тип профессий.
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22–28–00602, https://rscf.ru/project/22–28–00602/
Список литературы: Кашапов А.С. Когнитивно-ресурсные компоненты событийности в условиях профессионализации субъекта // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 55–61. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-55-61 Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2000. 48 с. Кашапов М.М. Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах) // Сибирский психологический журнал. Томск, 2005.№ 22. С. 135–140. Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л. Ресурсность мышления как основа конструирования акме-событий: теоретико-методологический аспект // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2017. Т. 22. С. 10–20. Кашапов М.М., Огородова Т.В. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы: учеб. пособие. Сер. 69, Бакалавр и магистр. Модуль. 2-е изд., испр. и доп. Москва:Юрайт, 2017. 259 с. Кашапов М.М., Филатова Ю.С., Кашапов А.С. Когнитивные компоненты творческого процесса в конфликте: монография. Ярославль: Индиго, 2018. 360 с. Кашапов М.М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116–130. Кашапов М.М. Динамика ресурсности мышления врачей на стадиях профессионализации // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2021а. Т. 6, № 4. С. 33–62.https://doi.org/10.38098/ipran.opwp_2021_21_4_002 Кашапов М.М. О методике диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа) // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2021б. № 1 (41). С. 395–413. Кашапов М.М., Сурина Н.В., Кашапов А.С. Ресурсность мышления как ключевая компетентность педагога в условиях цифровизации образовательной среды // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2022. Т. 40. С. 18–30. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.18 Кашапов М.М. Ресурсность мышления как технология реализации творческого потенциала субъекта // Методология современной психологии. 2022. № 15. С. 152–165. Корнилова Т.В. Сетевая организация как путь интеграции психологии // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 5. С. 99–105. https://doi.org/10.31857/S020595920000839-8 Савельева Л.А., Кашапов М.М., Ильин М.В. Когнитивные основы синдрома эмоционального выгорания ординаторов в условиях последипломного образования // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 77–82. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-77-82 Савельева Л.А., Кашапов М.М., Савельева М.И. Оценка когнитивных факторов и их взаимосвязей с синдромом эмоционального выгорания на разных уровнях медицинского образования // Вестник Костромского государственного университета. Сер.:Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 160–166. Серафимович И.В. Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социономического типа профессий // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). С. 75–83. Соловьева С.Л. Ресурсы личности // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 23.03.2017). Сурина Н.В. Проблема классификации ресурсов в современной психологии // Ярославский психологический вестник. 2020а. № 1 (46). С. 28–33. Сурина Н.В. Ресурсы в структуре индивидуальности и ресурсность мышления // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2020б. № 1 (39). С. 133–145. Толочек В.А. Профессиональный отбор: парадигмы ХХ и ХХI столетий (часть первая) // Организационная психология. 2021. Т. 11, № 4. С. 110–128. Филатова Ю.С., Кашапов А.С. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 385–404. Филатова Ю.С. Влияние личностных характеристик на профессионализацию клинического мышления терапевтов // Методология современной психологии. 2019. № 9. С. 300–307. Хазова С.А. Когнитивные ресурсы совладающего поведения: Эмпирические исследования: монография. Кострома, 2010. 149 с. Bakker A.B., Demerouti E. The Job Demands-Resources model: state of the art. Journal of Managerial Psychology, 2007,vol. 22, No. 3,рp. 309-328. Bakker A.B., Xanthopoulou D. Creativity and Charisma among female leaders: the role of resources and work engagement. The International Journal of Human Resource Management, 2013,vol. 24, № 14,рр. 2760-2779. Baumeister R.F., Campbell J.D., Krueger J.I., Vohs K.D. Does High Self-Esteem Cause Better Performance, Interpersonal Success, Happiness, or Healthier Lifestyles? Psychological Science in the Public Interest, 2003,vol. 4, № 1, pp. 1-44. Lorente L., Salanova M., Martinez I.M., Vera M. How personal resources predict work engagement and self-rated performance among construction workers: A social cognitive perspective. International Journal of Psychology, 2014,vol. 49, № 3,рр. 200-207. Mastenbroek N.J.J.M., Jaarsma A.D.C., Scherpbier A.J.J.A., van Beukelen P., Demerouti E. The role of personal resources in explaining well-being and objective performance: a study among young veterinary professionals. European Journal of Work and Organizational Psychology, 2014,vol. 23, № 2,рр. 190-202. Morton J.B., Ezekiel Fredrick Wilk, Heather A. Cognitive Control: Easy to Identify But Hard to Define. Topics in Cognitive Science, 2011,vol. 3 (2),рр. 212–216. Xanthopoulou D., Bakker A., Demerouti E., Schaufeli W. Work engagement and financial returns: A diary study on the role of job and personal resources. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 2009,vol. 82,рр. 183–200.
Информация об авторе: Кашапов Мергаляс Мергалимович, доктор психологических наук, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия, smk007@bk.ru, http://orcid.org/0000-0003-1968-090X
Информация о соавторе: Сурина Наталья Витальевна, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия, nata.surina.hello@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-4093-0926