14
Фассахова Татьяна Альбертовна
Костромской государственный университет
Добрынин Игорь Михайлович
Уральский Федеральный Университет
Взаимосвязь уровня удовлетворенности внешним обликом с ценностно-смысловыми ориентациями и самоотношением личности в период молодости
Фассахова Т.А., Добрынин И.М., Взаимосвязь уровня удовлетворенности внешностью с ценностно-смысловыми ориентациями и самоотношением в период молодости // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 108-117. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-108-117
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-108-117
УДК: 159.9:316.6
Дата приема статьи в публикацию: 09.10.2022
Аннотация: Статья посвящена определению ценностной структуры личности и установлению места ценности внешнего облика в общей структуре ценностных ориентаций молодежи; установлению влияния внешнего облика на различные сферы жизнедеятельности студента; выявлению различий между респондентами с высоким и средним уровнями удовлетворенности собственным внешним обликом; установлению взаимосвязей между уровнем удовлетворенности внешним обликом, ценностями молодежи и самоотношением. Выборку составили молодые люди (n = 108), юноши (n = 46) и девушки (n = 62) 18–20 лет, студенты первого курса Уральского федерального университета, г. Екатеринбург. Результаты анализа показали следующую ценностно-смысловую структуру личности молодого человека: на первом месте находится ценность здоровья, далее уверенность в себе, личностное развитие, любовь (физическая и духовная близость), материальная обеспеченность, 15-й ранг занимает внешний облик, рядом с ценностью интересная работа и общественное признание. Значимых различий в ценностной структуре между респондентами с разным уровнем удовлетворенности внешностью не обнаружено. Авторы приходят к выводу, что чем выше у молодежи оценка собственной внешности, тем выше уровень позитивного самоотношения, самоуверенности, ожидаемого отношения от других. Чем выше уровень удовлетворенности внешним обликом, тем ниже уровень самообвинения.
Ключевые слова: молодежь, внешний облик, ценностно-смысловые ориентации, самоотношение, удовлетворенность внешним обликом.
Список литературы: Андриенко Т.А., Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Субъектно-личностные компоненты «многофакторной модели изучения отношения к внешнему облику»: переживание фрустрации ценности внешнего облика негативными оценками других // Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков в экспертно-психологических исследованиях. Сочи: СГУ, 2018. С. 65–70. Барышева Н.А. Особенности самоотношения и удовлетворенности телом у девушек // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 9. С. 87–92. Белугина Е.В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни: дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 22 с. Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности. Москва: Институт молодежи, 1995. 4 с. Варлашкина Е.А. Особенности образа физического «я» и удовлетворенности жизнью у женщин с разным уровнем активности ухода за внешностью // Вестник Омского университета. Сер.: Психология, 2012, № 1. С. 4–10. Дроздова И.И. Представления об оценках внешнего облика приятелями родителями как фактор удовлетворенности и обеспокоенности им в ранней юности // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокенетика. 2018. Вып. 4 (24). С. 79–82. Крюкова Т.Л., Осьминина А.А. Факторы отношения женщин средней взрослости к собственному внешнему облику // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 56–62. Лабунская В.А. Отношение к внешнему облику, его ценность и значимость как факторы субъективного благополучия молодых людей // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 3. С. 51–66. Лабунская В.А. Проблема удовлетворенности внешним обликом: субъектный подход // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2014. Т. 20. С. 3851–3855. Лабунская В.А. Самооценка внешнего облика на различных этапах жизненного пути // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Москва: Институт психологии РАН, 2012. Ч. 1. С. 331–338. Лабунская В.А. Самооценка, ценность, значимость внешнего облика в студенческой среде и удовлетворенность жизнью // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. № 4. С. 198–209. Лабунская В.А., Бзезян А.А. Внешний облик в образовательной среде: оценка, самооценка, функциональная значимость // Современное образование. 2018. № 4. С. 8–18. Лабунская В.А., Гура О.Р. Особенности влияния оценок внешнего облика романтическим партнером на отношение к ним молодых людей, состоящих и не состоящих в романтических отношениях // Внешний облик в различных контекстах взаимодействия. Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Кредо», 2019. С. 207–209. Лабунская В.А., Дроздова И.И. Теоретико-эмпирический анализ влияния социокультурных и социально-психологических факторов на оценки и самооценки молодых людей внешнего облика // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 2. С. 202–226. Лабунская В.А., Капитанова Е.В. Самооценка и оценка внешнего облика членов студенческой группы как предикторы отношениий межличностной значимости // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7, № 1. С. 72–87. Лабунская В.А., Сериков Г.В. Теоретические основы и методические подходы к изучению феномена «ценность внешнего облика» // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 91–103. Осьминина А.А. Активность в омоложении женщин средней взрослости как совладение со стрессом старения // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. № 3. С. 141–145. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. Москва: Смысл, 1993. 32 с. Погонцева Д.В. Буллинг в образовательной среде как одна из форм лукизма // Форсайт образования: ценности, модели и технологии дидактической коммуникации XXI века: коллективная монография. Канада, Торонто: Альтасфера, 2018. С. 450–456. Сериков Г.В. К вопросу о влиянии внешнего облика человека на его статус в группе // Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков в экспертно- психологических исследованиях: сб. материалов Всерос. науч. семинара. Сочи: СГУ, 2018. С. 109–113. Сериков Г.В. Привлекательный внешний облик как «инструментальная ценность», его значимость в молодежной среде // Психолог. 2018. № 6. С. 21–31. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. Москва: Изд-во Московского университета, 1988. С. 123–130. Черкашина А.Г. Особенности самоотношения к образу физического Я в зависимости от реальности телесного самовосприятия // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Психология. 2012, № 1. С. 75–91. Шкурко Т.А. Динамика удовлетворенности жизнью и самооценок внешнего облика у женщин, занимающихся йогой // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. Москва: Институт психологии РАН, 2018. С. 915–921. Anderson C., John O., Keltner D., Kring A. Who Attains Social Status? Effects of Personality and Physical Attractiveness in Social Groups. Journal of Personality and Social Psychology, 2001, vol. 81, № 1, pp. 116-132. https://doi.org/10.1037/0022-3514.81.1.116 Beall A. Can a New Smile Make You Look More Intelligent and Successful? Dental Clinics of North America, 2007, vol. 51, № 2, pp. 289-297. https://doi.org/10.1016/j.cden.2007.02.002 Chang F.M., Jarry J.L., Kong M.A. Appearance investment mediates the association between fear of negative evaluation and dietary restraint. Body Image, 2014, vol. 11, № 1, pp. 72-76. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2013.11.002 Shahani-Denning C. Physical Attractiveness Bias in Hiring: What Is Beautiful Is Good. Hofstra Horizons Spring, 2003, pp. 15-18. URL: https://www.hofstra.edu/pdf/orsp_shahani-denning_spring03.pdf Shinners E. Effects of The “What is Beautiful is Good” Stereotype on Perceived Trustworthiness. UW-L Journal of Undergraduate Research XII, 2009, pp. 5. URL: https://www.uwlax.edu/globalassets/offices-services/urc/jur-online/pdf/2009/shinners-erinpsy.pdf
Информация об авторе: Фассахова Татьяна Альбертовна, Костромской государственный университет, Kострома, Россия, Fassakhova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2542-0074
Информация о соавторе: Добрынин Игорь Михайлович, кандидат педагогических наук, Уральский Федеральный Университет, Екатеринбург, Россиия, DOBRY-66@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5726-61219