4
Зайцева Марина Александровна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Тарханова Ирина Юрьевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Педагогическое сопровождение развития молодежного лидерства в цифровую эпоху
Зайцева М.А., Тарханова И.Ю. Педагогическое сопровождение развития молодежного лидерства в цифровую эпоху // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 30-37. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-30-37
DOI: 316.34
УДК: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-30-37
Дата приема статьи в публикацию: 27.06.2022
Аннотация: Обучение молодежи отличается от аналогичных процессов, направленных как на детей, так и на взрослых, поэтому постулаты как педагогики, так и андрагогики в этой сфере не всегда срабатывают. Статья посвящена анализу процесса педагогического сопровождения лидеров будущих изменений и обоснованию его возможностей для социализации молодежи цифровой эпохи. Авторами предпринята попытка разрешения противоречий между новыми вызовами эпохи постглобализации и недостаточной эффективностью традиционных методов, форм и технологий воспитания лидеров будущих изменений. Приводятся аргументы в пользу доказательства необходимости учета социокультурных особенностей становления современной молодежи одновременно в двух мирах (реальном и виртуальном) для построения педагогических стратегий сопровождения молодежного лидерства. Приводятся и анализируются данные эмпирического исследования изучения социально-ролевой идентичности молодых лидеров. Сделан вывод, что педагогическое сопровождение современных молодых лидеров должно быть направлено не на преференции, продуцирующие их завышенную самооценку, а на устранение дисбаланса, в том числе посредством творческого подхода к продвижению социальных идей в глобальных сетях и принятием обязательств заботы не только о личном благополучии, но и об общественном благе.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, лидерство, работа с молодежью, образование, цифровизация
Список литературы: Арпентьева М.Р. Поколение миллениалов: характеристики, возможности, ограничения // Молодежь как маргинальная группа: коллективная монография. Ульяновск: Зебра, 2016. С. 39–53. Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Скрытое лидерство и разнообразие моделей успеха в современном обществе // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). 2020. № 2 (32). С. 14–23. Ахаян А.А. Сетевая личность как педагогическое понятие: приглашение к размышлению // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2017. № 8. URL: www.emissia.org (дата обращения: 22.10.2021). Бугайчук Т.В., Давыдов А.В., Доссэ Т.Г. и др. Молодежь России: феноменология гражданственности: коллективная монография. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. 172 с. Бугайчук Т.В., Тарханова И.Ю. Изучение социально-психологической активности современной молодежи (на примере Ярославской области) // Youth World Politic. 2013. № 1. С. 81–85. Гигаури Д.И., Гуторов В.А., Ширинянц А.А. Youtube-блогеры как лидеры общественного мнения молодежи: новые технологии формирования идентичности в виртуальном пространстве // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 3 (60). С. 51–58. Карабущенко Н.Б., Штырев М.М. Психологические особенности мотивационных установок личности молодежного лидера // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: сб. материалов Всерос. науч. конф.; ЯрГУ, 8–10 октября 2020 г. / отв. ред. А.В. Карпов. Ярославль: ЯрГУ; Филигрань, 2020. С. 509–512. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю. Непрерывное образование как средство социализации взрослого человека // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 8. С. 132–135. Кутырёв М.А. Применение психосемантического подхода в изучении личности // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2015. № 18. С. 66–69. Лаптев К.А. Центениалы – кто они? // Межпоколенческие коммуникации: online, offline социальные практики: сб. науч. ст. М.: Отечество, 2019. С. 79–82. Педагогика и психология: новые векторы конвергенции знания: коллективная монография / Ансимова Н.П., Байбородова Л.В., Груздев М.В. и др.; под. науч. ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. 303 с. Радаев В.В. Миллениалы: Как меняется российское общество / В.В. Радаев. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.: ИД Высшей школы экономики, 2019. 224 с. Рожков М.И. Педагогическое сопровождение молодежного лидерства // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. Т. 16, № 2. С. 147–150. Тарханова И.Ю., Зайцева М.А. Поколенческие особенности современной молодежи: результаты социологического анализа // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского» / под науч. ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. Ч. 1. С. 339–344. Тарханова И.Ю., Харисова И.Г. Образовательные технологии формирования универсальных компетенций студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 136–145. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с. Ayman R., Adams S. Contingencies, Context, Situation, and Leadership. The nature of leadership, eds. David V. Day, John Antonakis, 2nd ed., SAGE Publ., Inc., 2012, pp. 218-256. Cahill H., S. Beadle, A. Farrelly, R. Forster, K. Smith. Building resilience in children and young people. Melbourne, Youth Research Centre, Melbourne Graduate School of Education, University of Melbourne, 2014, 340 р. Cavaliere L.P.L. et al. Achieving United Nations Goals Throughout the Youth Leadership. Turkish Online Journal of Qualitative Inquiry (TOJQI), 2021, vol. 12, № 3, pp. 2859-2883. Fiedler F.E. The leadership situation and the black box in contingency theories. M.M. Chemers & R. Ayman (Eds.). Leadership theory and research: Perspectives and directions. San Diego, CA, Academic Press Publ., 1993, pp. 1–28. Harris A., Johns A. Youth, social cohesion and digital life: From risk and resilience to a global digital citizenship approach. Journal of Sociology, 2021, vol. 57, № 2, pp. 394–411. Reuter T., Marien M., Harries D. Civil Society and Youth Leadership for Transformation. Cadmus, 2020, vol. 4, № 2, pp. 88–104. Shean M. Current theories relating to resilience and young people: A literature review. Melbourne, Victorian Health Promotion Foundation, 2015, 242 р. Ungar M. ‘Resilience across Cultures’, British Journal of Social Work, 2008, vol. 38 (2), pp. 218–235.
Информация об авторе: Зайцева Марина Александровна, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, mzaiceva@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-6614-0642
Информация о соавторе: Тарханова Ирина Юрьевна, доктор педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, tarhanova3000@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-7166-650X