22
Яновa Мaринa Гeннaдьевнa
Крaснoярский гoсудaрствeнный пeдaгогичeский унивeрситет им. В.П. Астaфьeва»
Царская Татьяна Сергеевна
Сургутский госудaрствeнный унивeрситeт
Организационно-педагогические условия формирования навыков иноязычного профессионального общения у будущих врачей
Янова М.Г., Царская Т.С. Организационно-педагогические условия формирования навыков иноязычного профессионального общения у будущих врачей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 165-173. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-165-173
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-165-173
УДК: 378:61
Дата приема статьи в публикацию: 23.07.2022
Аннотация: В статье обсуждается роль иноязычного профессионального общения у будущих врачей. Недостаточная разработанность данной проблемы в области иноязычного образования актуализирует внимание авторов на разработку и внедрении организационно-педагогических условий формирования навыков иноязычного профессионального общения у будущих врачей. Для решения данной проблемы необходим поиск педагогических условий, способствующих преодолению языковой инертности будущих врачей в профессиональном общении. Основной целью статьи является выявление организационно-педагогических условий формирования навыков иноязычного профессионального общения у будущих врачей. Применен метод теоретического анализа научно-методических, исследовательских источников и трудов, нормативных документов. Уточнены понятия «условие», «формирование», «организационно-педагогическое условие». Обосновываются организационно-педагогические условия формирования навыков иноязычного профессионального общения у будущих врачей.
Ключевые слова: организационно-педагогические услoвия, инoязычное профессиональное общeниe, будущие врачи
Список литературы: Антонова Н.А. Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности у студентов медицинских вузов на основе модульной программы обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2014. 233 с. Архипова Г.С. Формирование иноязычной компетентности будущего специалиста (медицинского профиля): дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2006. 208 с. Бархударов Л.С. Язык и перевод: Вопросы общей и частной теории перевода. 4-е изд.. М., 2013. 240 с. Барышникова С.Н. Формирование коммуникативной компетенции в системе обучения иноязычной речевой деятельности студентов медицинских вузов: дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2005. 245 с. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 040200 – Педиатрия / 040100. URL: http://fgosvo.ru/archivepo/156/155/3/200 (дата обращения: 07.06.2021). Грязнова М.А. Совершенствование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции медицинских работников в контексте непрерывного образования: на материале английского языка: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012. 286 с. Ефремова Е.Ф. Педагогические условия повышения эффективности иноязычной подготовки студентов медицинского вуза: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009. 189 с. Ерчак Н.Т. Иностранные языки: психология усвоения: учеб. пособие. Минск; М., 2016. 336 с. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. 5-е изд., испр. и доп. Назрань, 2010. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.; Воронеж, 2001. 432 с. Леонтьев Д.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие. 1989. № 11. С. 39–47. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. М., 1981. 280 с. URL: http://www.persev.ru› book›bf-lomov-problema-obs. Спиркин А.Г. Основы философии: учеб. пособие для вузов. М., 1988. 592 с. Новиков А.М. Методология: словарь системы основных понятий. М., 2015. 208 с. Новикова О.М. Формирование прагматической компетенции будущего врача при изучении иностранного языка в медицинском вузе: дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2014. 154 с. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 3-е изд., стер. М., 1996. 928 с. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: учеб. пособие. М., 2016. 197 с. Павелко Н.Н., Павлов С.О. Психология и педагогика: учеб. пособие. М., 2016. 496 c. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. М., 1991. 223 с. Петрова О.М. Формирование готовности студентов к профессионально ориентированному иноязычному общению в образовательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2017. 174 с. Пичуева А.В. Мониторинг ожидаемых результатов обучения иностранному языку студентов неязыковых направлений // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2019. № 9-2. С. 89–93. Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/02.009.pdf (дата обращения: 07.06.2021). Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/02.008.pdf (дата обращения: 07.06.2021). Ситникова А.Ю. Формирование социальной активности студентов университета средствами иноязычных интерактивных технологий (на примере клуба дебатов «спикер») // Север России: стратегии и перспективы развития: материалы II Всерос. науч.-практ. конф.; Сургут, 27 мая 2016 года. Сургут, 2016. С. 153–157. Суменко Л.Г. Англо-русский словарь по информационным технологиям. М., 2003. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/77151 (дата обращения: 01.02.2021). Творогова Н.Д. Психология: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2011. – 576 с. Царская Т.С., Сергиенко Н.А., Кушнырь Л.А., Шукурова И.В. Выявление мотивов студентов неязыковых направлений подготовки к изучению иностранного языка в вузе // Северный регион: наука, образование, культура. 2018. № 3 (39). С. 17–22. Царская Т. С., Кушнырь Л.А., Ставрук М.А. Педагогические условия формирования билингвальной коммуникативной компетенции студентов медицинского направления подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 144–147. Царская Т.С. Коммуникативные задания как условие создания «квази» ситуации профессионально-ориентированного общения на иностранном языке // Наука и инновации XXI века: сб. ст. по материалам V Всерос. конф. молодых ученых; Сургут, 30 ноября 2018 г. Сургут, 2018. С. 132–140. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 07.01.2022). Философский энциклопедический словарь. М., 1989. 815 с. Юрчук Г.В. Формирование профессионально ориентированной языковой компетенции студентов медицинского вуза: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2014. 203 с. Янова М.Г. Личностно-деятельностный аспект формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя (на примере старших курсов) // Педагогический журнал. 2012. № 1. С. 79–91. Янова М.Г. Личностно-деятельностный аспект формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя (на примере младших курсов) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. Т. 1. С. 231–237. Янова М.Г. Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя. Основные стратегические ориентиры: монография. СПб., 2012. 214 с. Kuleshov V.V. The Basics of Effective Communication: A practical guide. M., 2001, 64 p. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English A.S. Hornby. Ninth edition. OXFORD University Press, pp. 1817.
Информация об авторе: Яновa Мaринa Гeннaдьевнa, дoктoр пeдaгогических нaук, Крaснoярский гoсудaрствeнный пeдaгогичeский унивeрситет им. В.П. Астaфьeва», Краснoярск, Россия, ymg_boss@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4262-7015
Информация о соавторе: Царская Татьяна Сергеевна, Сургутский госудaрствeнный унивeрситeт, Сургут, Рoссия, zts40@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-7659-8481