13
Шипова Наталья Сергеевна
Костромской государственный университет
Анализ самореализации в контексте системной модели: детерминанты и последствия*
Шипова Н.С. Анализ самореализации в контексте системной модели: детерминанты и последствия // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 99-106. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-99-106
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-99-106
УДК: 159.923
Дата приема статьи в публикацию: 03.07.2022
Аннотация: В статье приведены данные теоретического и эмпирического анализа параметров, которые являются значимыми для полноценной разработки проблемы самореализации: самоотношение («сочувствие к себе»), совладающее поведение, жизнестойкость, витальность. Представлены результаты факторного анализа анкеты самореализации, позволяющие выявить три основных компонента изучаемого понятия, также обозначена схема анализа самореализации, включающая детерминанты и последствия/результаты процесса. На основании теоретического анализа делается вывод о наличии разрозненных точек зрения на структуру самореализации и наличии параметров, не включенных в комплексные модели, однако имеющих убедительно доказанные связи с исследуемым феноменом. Автором в структуру конструкта самореализации внесены некоторые параметры, о которых ранее высказывались иные исследователи, а также представлено статистическое обоснование этого включения.
Ключевые слова: самореализация, сферы самореализации, характеристики самореализации
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ для молодых ученых – кандидатов наук МК-6263.2021.2
Список литературы: Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 301 с. Агапов В.С. Фундаментальные идеи С.Л. Рубинштейна в современных исследованиях самосознания и Я-концепции субъекта // Философско- психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / под. ред. К.А. Абульхановой, С.В. Тихомировой. М.: ИПРАН, 2011. С. 234–246. Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998. 490 с. Витковская И.И. Самореализация как неотъемлемая ступень самоосуществления личности // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 11 (55). С. 545–553. Галушкин П.А. Модель самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 84–92. Герасимов В.П., Цветкова О.А. Феноменология и онтология самореализации // Омский научный вестник. 2013. № 1 (115). С. 104–107. Городилова Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2002. 199 с. Дегтярева В.В. Условия формирования образовательных стратегий субъектов инклюзивного образования в современном вузе, 2014. С. 162–173 с. Дерманова И.Б. Дифференциальная психология. М.: Academia, 2015. 192 с Дружинина С.В. Ресурсная роль интеллекта и креативности в самореализации подростков старшего возраста // Акмеология. 2015. № 4. Т. 56. С. 66–71. Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психологические особенности самореализации личности с ограниченными физическими возможностями // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-samorealizatsii-lichnosti-s-ogranichennymi-fizicheskimi-vozmozhnostyami (дата обращения: 10.02.2022). Кудинов С.С., Кудинов С.И. Самореализация личности с ограниченными возможностями здоровья в сетевом образовательном пространстве // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samorealizatsiya-lichnosti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-setevom-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 10.02.2022) Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. T. 21, № 1. С. 15–25. Маленов А.А. Ресурсы личности и их реализация в пространстве психологического образования: дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2021. 220 с. Осьмук Л.А. Самореализация студентов с инвалидностью как базовый механизм социальной инклюзии // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 2. С. 59–67. DOI: 10.17759/pse.2018230207 Осьмук Л.А., Мельникова М.С. Психосоциальное благополучие студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшей школы // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 3. C. 84–94. DOI: 10.17759/psyedu.2019110307 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. С. 447. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с. Селезнева Е.В. Смысловые детерминанты самореализации // Мир психологии. 2010. № 4 (64). С. 78–91. Шипова Н.С., Опекина Т.П. Комплексный анализ феномена самореализации: перспектива создания системной модели // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 178–188. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-178-188 Щербакова А.М. Роль среды в самореализации человека с интеллектуальной недостаточностью // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. М., 2011. С. 44–46. Borzova T.V., Plotnikova E.S. Specific Features Of Self-Realization In Students With Different Levels Of Self-Control. International Scientific Conference - Amurcon 2020. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. European, 2021, pp. 747-755. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.06.03.100 Globalisierung und SozialeArbeit, Hrsg. Ulrich Pfeifer-Schaupp. Hamburg, VSA-Verlag, 2005, 237 р. Rusu M. The Process of Self-Realization – From the Humanist Psychology Perspective. Psychology, 2019, № 10, pp. 1095-1115.
Информация об авторе: Шипова Наталья Сергеевна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, ns.shipova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0741-1297