9
Сергиенко Елена Алексеевна
Институт психологии Российской академии наук
Хлевная Елена Анатольевна
Лаборатория эмоционального интеллекта
Киселева Татьяна Сергеевна
Международная сеть детских центров развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети»
Никитина Александра Александровна
Лаборатория эмоционального интеллекта
Осипенко Екатерина Ивановна
Лаборатория эмоционального интеллекта
Тест эмоционального интеллекта для подростков – разработка российской методики
Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С., Никитина А.А., Осипенко Е.И. Тест эмоционального интеллекта для подростков – разработка российской методики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 69-75. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-69-75
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-69-75
УДК: 159.922.7
Дата приема статьи в публикацию: 29.06.2022
Аннотация: Настоящая статья содержит результаты адаптации задачной методики оценки уровня развития эмоционального интеллекта (ЭИ) подростков MSCEIT–YRV (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test–Youth Research Version) на русскоязычной выборке. Адаптация и психометрическая проверка методики проведена на 996 подростках в возрасте от 10 до 17 лет (430 мальчиков и 566 девочек, средний возраст 13,3 лет). Тест позволяет оценить общий уровень развития ЭИ, опытного и стратегического доменов и четырех способностей ЭИ (распознавание эмоций, усиление мышления, понимание эмоций и управление эмоциями). Основные психометрические показатели надежности и валидности MSCEIT–YRV удовлетворяют требованиям стандартизации теста. Также в статье представлены этапы разработки и стандартизации российского теста оценки ЭИ подростков (ТЭИ – П), тест имеет 2 версии: для подростков 10–13 лет и 14–17 лет с одинаковой структурой и количеством вопросов, но различающиеся визуальным и текстовым стимульным материалом, языком изложения. Прототипом нового теста выступили MSCEIT–YRV и ТЭИ (тест эмоционального интеллекта для взрослых), теоретической базой – модель способностей ЭИ Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо и психоэволюционная теория эмоций Р. Плутчика.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоции, способность, подростки, тест, валидность, надежность
Список литературы: Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Русскоязычная адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V2.0): метод. пособие. М.: Смысл, 2017. 139 с. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Мигун Ю.П. Тест эмоционального интеллекта: метод. пособие. М.: Институт психологии РАН, 2019. 178 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39175223. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С. Тест эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо в подростковой исследовательской версии: Русскоязычная версия (MSCEIT-YRV™): руководство исследователя. М.: Институт психологии РАН, 2020. 108 c. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С., Никитина А.А., Осипенко Е.И. Роль эмоционального интеллекта в психологическом благополучии человека и в совладании со стрессом // Вопросы психологии. 2021. № 1. С. 71–81. Boily R., Kingston S.E., Montgomery J.M. Trait and ability emotional intelligence in adolescents with and without autism spectrum disorder. Canadian Journal of School Psychology, 2017, vol. 32, № 3-4, pp. 282-298. Ciarrochi J.V., Chan A.Y., Caputi P. A critical evaluation of the emotional intelligence construct. Personality and Individual Differences, 2000, vol. 28 (3), pp. 539-561. Davis S.K., Nowland R., Qualter P. The role of emotional intelligence in the maintenance of depression symptoms and loneliness among children. Frontiers in psychology, 2019, pp. 1672. Evans M.M., Frissen I. Preparing the Emotionally Intelligent Workforce of Tomorrow: An Ability-based Program for Mid-to-late Adolescents. In Proceedings of the 17th International Conference on Intellectual Capital, Knowledge Management & Organizational Learning (ICICKM 2020), 2020, pp. 170-178. Hawkins J.D., Kosterman R., Catalano R.F., Hill K.G., Abbott R.D. Effects of social development intervention in childhood 15 years later. Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, 2008, vol. 162, № 12, pp. 1133-1141. Jolić Marjanović Z. The Role of Strategic Emotional Intelligence in Predicting Adolescents’ Academic Achievement: Possible Interplays with Verbal Intelligence and Personality. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18, № 24, pp. 13166. MacCann C. Emotional intelligence predicts academic performance: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 2020, vol. 146, № 2, pp. 150. https://psycnet.apa.org/record/2019-74947-001 Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Emotion Review, 2016, vol. 8 (4), pp. 290–300. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test: Youth Research Version Manual (MSCEIT: YRV Manual). Toronto, Multi-Health Systems, 2014. Prafitriyani S. Influence of emotional intelligence on mathematics learning outcomes of class VII middle school 9 Buru students. International Journal of Scientific & Technology Research, 2019, vol. 8, № 10, pp. 1490-1494. Rivers S.E., Brackett M.A., Reyes M.R., Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Measuring emotional intelligence in early adolescence with the MSCEIT-YV: Psychometric properties and relationship with academic performance and psychosocial functioning. Journal of Psychoeducational Assessment, 2012, vol. 30 (4), pp. 344–366. Siagian M.D., Suwanto S., Siregar R. The relationship of students’ prior knowledge and emotional intelligence to mathematical connection ability. Jurnal Riset Pendidikan Matematika, 2021, vol. 8, № 1. Trigueros R. et al. Influence of emotional intelligence, motivation and resilience on academic performance and the adoption of healthy lifestyle habits among adolescents. International journal of environmental research and public health, 2019, vol. 16, № 16, pp. 2810. URL: https://www.mdpi.com/1660-4601/16/16/2810
Информация об авторе: Сергиенко Елена Алексеевна, доктор психологических наук, главный научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук, г. Москва, Россия, elenas13@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4068-9116
Информация о соавторе: Хлевная Елена Анатольевна, доктор экономических наук, кандидат психологических наук, генеральный директор, Лаборатория эмоционального интеллекта, г. Москва, Россия, elankha@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0975-6686
Информация о соавторе: Киселева Татьяна Сергеевна, кандидат психологических наук, руководитель отдела разработок, Международная сеть детских центров развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети», Москва, Россия, t.kiseleva@ei-kids.com, https://orcid.org/0000-0002-3960-5096
Информация о соавторе: Никитина Александра Александровна, методист-аналитик, Лаборатория эмоционального интеллекта, г. Москва, Россия, nikitina@eilab.ru
Информация о соавторе: Осипенко Екатерина Ивановна, руководитель направления исследований и методологии, Лаборатория эмоционального интеллекта, г. Москва, Россия, osipenko@eilab.ru