1
Рожков Михаил Иосифович
Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий
Иванова Ирина Викторовна
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Коллектив и межличностные отношения современных детей
Рожков М.И., Иванова И.В. Коллектив и межличностные отношения современных детей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 5–11. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-5-11
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-5-11
УДК: 371.4
Дата приема статьи в публикацию: 19.08.2022
Аннотация: Статья посвящена проблеме обновления методологии теории коллективного воспитания, необходимость которой обосновывается спецификой современного мира детства, социокультурными условиями, в которых сегодня развивается ребенок. В частности, для социализации и самореализации поколения Z сегодня характерно активное вхождение в коммуникации в сети Интернет с использованием информационных виртуальных средств общения.В статье содержатся результаты проведенного нами опроса, направленного на изучение субъектов, входящих в круг близких друзей современного ребенка. Опрос был проведен с помощью авторской методики «Пять моих друзей» (авторы: М.И. Рожков, И.В. Иванова). В опросе приняли участие 517 детей в возрасте от 6 до 16 лет, проживающих в разных регионах Российской Федерации.
Ключевые слова: воспитание, поколение Z, сетевое сообщество, теория коллективного воспитания
Список литературы: Антопольская Т.А., Панов В.И., Силаков А.С. Моделирование развития субъектности подростков поколения Z в условиях социально-обогащенной среды дополнительного образования // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 43–50. Асташова Ю.В. Теория поколений в маркетинге // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014. Т. 8, № 1. C. 108–114. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. М., 2019. 473 с. Григорьев Д.В. Событие воспитания и воспитание как событие // Право и образование. 2007. № 1. С. 90–99. Иванова И.В. Сетевое сообщество: возможности самореализации и специфика социализации личности // Социализация личности: вызовы современности: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. И.П. Краснощеченко, И.И. Пацакула. Калуга, 2022. С. 274–280. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992. 125 с. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. М., 2010. 446 с. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / редкол. М.И. Кондаков (гл. ред.) [и др.]; Акад. пед. наук СССР. М., 1984. 396 с. Мирошкина М.Р. Разные поколения – разный педагогический подход // Школьные технологии. 2014. № 2. С. 8–20. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика; сост. Е.И. Соколова. М., 2009. 349 с. Психологическая теория коллектива / А.В. Петровский, В.В. Шпалинский, И.А. Оботурова и др.; под ред. А.В. Петровского. М., 1979. 239 с. Рожков М.И, Байбородова Л.В. Воспитание свободного человека: монография. М.: Берлин, 2020. 264 с. Шамсутдинов Р.Р., Юлдашева О.Н. Сетевое сообщество: риски и перспективы // Символ науки. 2016. № 3-4. С. 185–189. «Цифровое поколение» и педагогические реалии современной России: материалы науч.-практ. интернет-конференции с междунар. участием; под ред. М.Р. Мирошкиной, Е.Б. Евладовой, С.В. Лобынцевой. М., 2017. 273 с. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. 160 с. Dimmock M. Defining generations: Where millennials end and post-millennials begin, pew research center. 2019. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2019/01/17/where-millennials-end-and-generation-z-begins/] (access date: 23.07.2022). Hurrelmann K., Ulich D. Gegenstands - und Methodenfragen der Sozialisationsforschung [Предметные и методологические вопросы социализации]. Handbuch der Sozialisationsforschung [Справочник по исследованиям социализации]. Basel, Beltz, Weinheim, 1991, pp. 3–20. (in German) McCrindle M. Generations Defi McCrindle Research Center. 2019. URL: https://mccrindle.com.au/wp-content/uploads/2018/03/Generations-Defined-Sociologically.pdf (access date: 23.07.2022). Smirnov R.G. Operationalization of the “Online Generation” phenomenon // Digital sociology, 2019, vol. 2, № 4, рp. 31–38. DOI: 10.26425/2658-347X-2019-4-31-38. Twenge J. How Are Generations Named? Trend. The Pew Charitable Trusts. 2018. URL: https://trend.pewtrusts.org/en/archive/winter-2018/ foreword-how-are-generations-named] (access date: 23.07.2022).
Информация об авторе: Рожков Михаил Иосифович, доктор педагогических наук, профессор, научный сотрудник Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий, Москва, Россия, mir-46@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7084-7918
Информация о соавторе: Иванова Ирина Викторовна, кандидат психологических наук, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, IvanovaDIV@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2166-4247