2
Попова Татьяна Валерьевна
Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
Ермакова Ольга Евгеньевна
Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
Долгова Анна Анатольевна
Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
Черных Наталия Александровна
Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
Перспективы и риски внедрения геймификации в современном образовании
Попова Т.В., Ермакова О.Е., Долгова А.А., Черных Н.А. Перспективы и риски внедрения геймификации в современном образовании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 12-17. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-12-17
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-12-17
УДК: 371.3
Дата приема статьи в публикацию: 01.08.2022
Аннотация: Статья посвящена анализу перспектив и рисков внедрения геймификации в современном образовании. Подчёркивается междисциплинарный характер геймификации, позволяющий рассматривать её как бизнес-технологию, инструмент управления, педагогическую технологию. Обосновывается актуальность внедрения геймификации в образовательный процесс организаций различного типа. Авторы рассматривают геймификацию как технологию применения в образовательном процессе игровых методик в неигровых ситуациях. Анализируются возможности геймификации как инновационной педагогической технологии в цифровой образовательной среде. Описаны цифровые сервисы, образовательные платформы и программные средства, основанные на использовании технологии геймификации. Геймификация в цифровой образовательной среде рассматривается как инструмент повышения учебной мотивации и качества образования. Проанализированы психолого-педагогические аспекты использования геймификации в образовательном процессе, её трудности и риски. Подчёркивается необходимость учёта психолого-педагогических закономерностей данного процесса. В числе возможных причин неудач при внедрении геймификации авторы называют: отсутствие системного подхода к данному процессу, игнорирование особенностей коллектива и игроков, непрофессионализм педагога или педагогического сообщества. С учетом результатов анализа возможных факторов риска предложены пути преодоления затруднений при внедрении геймификации в образовательный процесс.
Ключевые слова: инновационная педагогическая технология, инновация, игра, геймификация, цифровая образовательная среда, риски
Список литературы: Абушкин Д.Б. Внедрение элементов геймификации в курс «Теоретические основы информатики» // Математика и информатика в образовании и бизнесе: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. М., 2020. С. 12–16. Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Государственные инновации в образовании и проблема педагогического риска // Studia Humanitatis. 2020. № 4. URL: http://st-hum.ru/en/node/963 (дата обращения: 11.02.2021). Гольцова Т.А., Проценко Е.А. Геймификация как эффективная технология обучения иностранным языкам в условиях цифровизации образовательного процесса // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 3 (68). С. 65–77. Куликов В.П., Байжуманов С.Д., Кусманов К.Р. Игровые элементы геймификационной системы // Вестник Алматинского университета энергетики и связи. 2019. № 4 (47). С. 250–255. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2013. 351 с. Неруш Т.Г., Неруш А.А. Сравнительный анализ действующих практик геймификации высшего образования // Информационные технологии и математическое моделирование в управлении сложными системами. 2021. № 2 (10). С. 60–68. Семикина Ю.Г., Семикин Д.В., Гуляева Е.В. Способы повышения учебной мотивации студентов в условиях дистанционного обучения // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4 (57). С. 333–337. Татаринов К.А. Геймификация в обучении студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 281–284. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: Изд-во УНЦДО, 2005. 222 с. Чеботарева И.Н., Пашутина О.С., Лясковец А.В., Махова В.В. Игра и игрофикация: мотивационный потенциал и его использование в обучении студентов-юристов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2020. Т. 10, № 2. С. 136–149.
Информация об авторе: Попова Татьяна Валерьевна, кандидат педагогических наук, Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, г. Борисоглебск, Россия, popova@bsk.vsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6509-455X
Информация о соавторе: Ермакова Ольга Евгеньевна, кандидат психологических наук, Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, г. Борисоглебск, Россия, ermakova770@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7441-9427
Информация о соавторе: Долгова Анна Анатольевна кандидат педагогических наук, Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, г. Борисоглебск, Россия, dolgovaanna@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-2995-6578
Информация о соавторе: Черных Наталия Александровна, кандидат психологических наук, Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, г. Борисоглебск, Россия, matveshka32@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7954-0792