19
Каплина Маргарита Михайловна
Костромской государственный университет
Жезлова Светлана Александровна
Костромской государственный университет
Формирование толерантности у студентов при изучении текстов иноязычных СМИ
Каплина М.М., Жезлова С.А. К вопросу о формировании толерантности при изучении текстов иноязычных СМИ // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 147-152. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-147-152
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-147-152
УДК: 378.811:11
Дата приема статьи в публикацию: 15.07.2022
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме современной методики преподавания иностранных языков в вузе: развитию критического мышления у обучающихся в рамках предмета «Язык СМИ». Авторы представили анализ взглядов российских и зарубежных исследователей на такие понятия, как критическая толерантность, культурная идентичность, межкультурная компетенция и др. Студенты лингвистических направлений подготовки сегодня испытывают особые трудности в преодолении языкового и культурного барьера при анализе информации из иноязычных СМИ. В исследовании обосновываются способы организации педагогом познавательной деятельности студента на практических занятиях по иностранному языку, что помогает приобретать опыт работы с иноязычным публицистическим текстом в условиях нетолерантного поведения иноязычных СМИ по отношению к России. В статье обобщается практический опыт преподавателей и предлагается алгоритм работы с текстом, состоящий из нескольких этапов. Данный вид работы предполагает анализ текста в соответствии с определенными тактическими установками, что позволяет формулировать собственную точку зрения согласно заданной речевой ситуации. Авторы приходят к выводу об образовательной ценности данного алгоритма работы, такой подход к обучению помогает формированию толерантной позиции к представителям других культур и навыка уважительного диалога в рамках поликультурного сообщества.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, нетолерантное поведение, стереотипное представление, культурные различия, приемы дискуссии.
Список литературы: Абрамовских Н.В., Гусейнова Э.М. Историко-логический анализ развития понятия «толерантность» в научных исследованиях // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 196–198. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Екатеринбург: Энциклопедический словарь педагога. 2000. 937 с. Большой словарь иностранных слов. URL: https://gufo.me/dict/foreign_words (дата обращения: 12.01.2022). Горячева О.Н., Гунько О.Г. Лингвистическая безопасность – залог толерантности в СМИ // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2016. № 6 (73). С. 42–50. Гузикова М.О. Основы теории межкультурной коммуникации: учеб. пособие / М. О.  Гузикова, П.Ю. Фофанова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 124 с. Кульбашная Е.В. Принцип языковой толерантности в преподавании русского языка как иностранного // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 231–237. Михалева Г.В. Развитие межэтнической толерантности студентов средствами медиаобразования в Великобритании (1992–2020) // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/68PDMN220.pdf (дата обращения: 7.02.2022). Муравьева Н. Язык толерантности и язык интолерантности. URL: http://www.tolerance.ru/Yazyk-tol-intol.php?PrPage=SMI (дата обращения: 30.01.2022). Пассов Е.И. Развитие индивидуальности в диалоге культур: Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. М.: Просвещение, 2000. 161 с. Ремизов В.А. Социокультурные войны современного мира // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 2 (100). С. 46–53. Стернин И.А. Национальное коммуникативное поведение как предмет лингвистического и методического описания // Русское и французское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во «Истоки», 2002. Вып. 1. 136 с. Скрябина О.Б., Метц М.В., Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности детей и подростков в процессе межкультурного общения: обзор европейских исследований // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24, № 2. С. 217–223. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. 2-е изд., дораб. М.: Изд-во МГУ, 2004. 352 с. Тихонова В.Л. Проблема эффективного применения принципов толерантности в современном научном дискурсе // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2018. № 4 (57). С. 180–185. Толерантность как культурная, политическая, лингвистическая проблема (анализ материалов СМИ и политического дискурса) / Т.В. Романова, А.Ю. Малафеева, Н.Н. Морозова, М.А. Климова. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2017. 304 с. Толковый словарь современного русского языка / Ушаков Д.Н. М.: Аделант, 2014. 800 с. Чепкина Э.В. Проблемы толерантности в средствах массовой информации: учеб.-метод. пособие / Э.В. Чепкина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 116 с. Bolten J. Integrierte interkulturelle Trainings als Möglichkeit der Effizienzsteigerung und Kostensenkung in der internationalen Personalentwicklung. Interkulturelle Personalorganisation. Berlin, Verlag Wissenschaft und Praxis, 1998, s. 157-178. Duden. Online-Wörterbuch. URL: https://www.duden.de (дата обращения: 12.01.2022). Khlifi M. La tolérance à l’école du XXIe siècle. Revue internationale d’éducation de Sèvres. URL: http://journals.openedition.org/ries/2952; DOI: https://doi.org/10.4000/ries.2952 (дата обращения: 11.12.2021). Kiech R. Interkulturelle Kompetenz, Globalisierung: von der Vision zur Praxis. Methoden und Ansätze zur Entwicklung interkultureller Kompetenz. Zürich, Versus, 1997, s. 11–29. Langenscheidt. Online-Wörterbuch. URL: https://de.langenscheidt.com (дата обращения: 12.01.2022). Le Robert. Dictionnaire Française. URL: https://dictionnaire.lerobert.com (дата обращения 12.01.2022). Le Trésor de la Langue Française. URL: https://www.le-tresor-de-la-langue.fr) (дата обращения 17.01.2022). Rosebrock C., Nix D. Grundlagen der Lesedidaktik. Baltmansweiler, Schneider, 2014, 176 s.
Информация об авторе: Каплина Маргарита Михайловна, кандидат филологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, kaplinamm@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8895-0083
Информация о соавторе: Жезлова Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия zhezlova11@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-9354-6114