15
Истомина Светлана Владимировна
Шадринский государственный педагогический университет
Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся при переходе на уровень основного общего образования
Истомина С.В. Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся при переходе на уровень основного общего образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 113-121. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-113-121
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-113-121
УДК: 159.922.7
Дата приема статьи в публикацию: 15.06.2022
Аннотация: В статье рассматривается проблема психологического сопровождения обучающихся пятых классов к среднему звену школы. Показана необходимость развития таких компонентов адаптации, как психологический, учебно-мотивационный и социальный посредством реализации разработанной программы. Приведены результаты констатирующего эксперимента, проведенного на выборке 90 пятиклассников, с использованием следующего диагностического инструментария: тест школьной тревожности Филлипса, анкета «Изучение школьной мотивации учащихся» Н.Г. Лускановой, методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в среднее звено М.И. Лукьяновой и И.В. Калининой, анкета для оценки привлекательности классного коллектива, экспертные оценки учителей. Анализ данных показал, что часть детей младшего подросткового возраста имеют высокий уровень школьной тревожности, отрицательное отношение к школе, позиционный и отметочные мотивы учения, классный коллектив не является для них интересным и привлекательным, они систематически нарушают правила школьной жизни, необщительны, что свидетельствовало о целесообразности разработки и реализации программы по психологическому сопровождению обучающихся при переходе на новую ступень школьного обучения. Проведено 25 групповых занятий с обучающимися с использованием ролевых игр, психогимнастических упражнений, мини-лекций, дискуссий, анализа ситуаций, арт-терапевтических, сказкотерапевтических и релаксационных техник; родительское собрание и два педагогических совета по вопросам создания условий для успешной адаптации пятиклассников. Контрольный эксперимент, а также применение методов математической статистики показали эффективность проделанной работы: наличие изменений во всех компонентах адаптации, в частности, увеличилось количество детей с более высокими показателями учебной мотивации, коммуникативных навыков, положительным отношением к школе, нормативным уровнем школьной тревожности.
Ключевые слова: адаптация, обучение в среднем звене школы, психологически сопровождение, младшие подростки, пятиклассники.
Список литературы: Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Д.В. Колесов, И.А. Корниенко, Д.А. Фарбер и др.; под ред. Д.В. Колесова; НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. М.: Педагогика, 1987. 148 с. Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности: сб. ст. / Иркутский гос. пед. ин-т; отв. ред. В.Г. Асеев. Иркутск, ИГПИ, 1986. 122 с. Вердеш Т.А. Особенности адаптации личности студента к новым условиям развития // Молодежная политика: история, теория, практика: сб. науч.-метод. материалов III Межвуз. науч.-практ. конф. Москва: ГЦОЛИФК, 2019. С. 72–76. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года // Вестник образования России. 2018. № 6. С. 12–20. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2008. 173 с. Лучшева В.В. Особенности процесса адаптации обучающихся при переходе в среднее звено // Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки: материалы II Всерос. молодеж. конф. / ШГПУ; отв. ред. О.В. Крежевских. Шадринск: ШГПУ, 2019. С. 166–172. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/ (дата обращения: 28.03.2022). Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников в школе // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 23–31. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 17–31. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19–34. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. 83 с.
Информация об авторе: Истомина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск, Россия, istomina-sv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6624-8875