16
Грошенкова Виктория Алексеевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Самообразование педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
Грошенкова В.А. Самообразование педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 122-130. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-122-130
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-122-130
УДК: 372.2
Дата приема статьи в публикацию: 15.07.2022
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы повышения профессиональной компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения в рамках самообразования. Цель исследования – выявить уровень сформированности деятельности по самообразованию педагогов, работающих в условиях дошкольной образовательной организации, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от их уровня квалификации. В исследовании использован комплекс педагогических методов: анкетирование и анализ документации педагогов (планов и отчетов по теме самообразования). Анализируются типичные трудности педагогов, связанные с деятельностью самообразования на информационно-подготовительном, практическом и итоговом этапах самообразования: большинство педагогов дошкольной образовательной организации компенсирующего или комбинированного видов испытывают трудности в выборе и формулировании актуальной темы по самообразованию, в постановке целей и задач; в определении этапов самообразования, в составлении личного плана самообразования; в определении форм самообразования; в отборе научно-методической литературы, в том числе из числа интернет-ресурсов, нормативно-правовой базы в соответствии с темой самообразования; трудности, связанные с информационной переработкой прочитанного материала (выделением главного, систематизацией, аналитическим описанием с использование научной терминологии); трудности в применении инновационных методов и приемов в работе с детьми, с учетом уровня их речевого развития, открытых занятий и мероприятий, мастер-классов; трудности, связанные с публикацией собственного практического опыта в научно-методических и электронных изданиях; трудности в подготовке отчета по теме самообразования и в его представлении, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Делаются выводы о разработке путей эффективной организации работы по самообразованию педагогов в рамках дошкольного образовательного учреждения компенсирующего и комбинированного видов.
Ключевые слова: самообразование, деятельность по самообразованию, анализ документов, профессиональная деятельность, инновационная деятельность, формы самообразования, направления самообразования
Список литературы: Беткер Л.М. Проблема самообразования педагога // Вестник Югорского государственного университета. 2010. Вып. 3 (18). С. 43–46. Вишневская Л.П., Вишневская Г.В. Самообразование как психолого-педагогическая проблема // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2009. № 16. С. 156–158. Воробьева И.В., Попенко Т.А. Условия для самообразования педагогов дошкольной образовательной организации // Проблемы педагогики. 2018. № 3 (35). С. 35–38. Гик С.В., Щапова Т.Г. Дистанционное профессиональное взаимодействие педагогов как условие саморазвития // Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. С. 146–150. Гришанова О.С., Пушкарева Н.А. Саморазвитие личности учителя-логопеда как условие реализации непрерывного дополнительного образования // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2021. № 1 (25). С. 154–158. Демченко Е.Д., Скачкова Е.В. Применение современных технологий в педагогическом самообразовании // Дополнительное образование. 2004. № 1. С. 27–29. Зайцева Э.А. Развитие и саморазвитие профессионально-значимых качеств учителя-логопеда в контексте его профессиональной компетентности // Педагогическое образование и наука. 2018. № 5. С. 132–138. Казакова А.Г. Инновационные технологии в формировании готовности студентов к самообразовательной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 109–112. Калинина А.И. Сущность понятия «самообразование» // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2013. № 3. С. 99–106. Колтакова Е.В. Роль компетенции самообразования в профессиональном становлении педагогов: сб. науч. ст. VII Междунар. конф. Российской ассоциации дислексии. М.: Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина, 2017. С. 67–70. Королева С.В. Профессиональное саморазвитие педагогов дошкольной образовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. 2016. № 2. С. 8–15. Курбакова О.П. Организации самообразования педагогов ДОО, практикующих работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Евразийское Научное Объединение. 2021. № 12-4 (82). С. 353–355. Мартыненко Т.П. Модель формирования готовности к профессиональному образованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии // Педагогическое образование в России. 2018. № 10. С. 102–106. Садовой Н.Г., Гордиенко Т.П. Ключевые компоненты подготовки будущих учителей-логопедов к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 319–323. Совейко Е.И. Подходы к определению понятия «готовность к самообразовательной деятельности» в психолого-педагогической науке // Вестник Витебского государственного университета. 2021. № 3 (112). С. 70–77. Соколова О.В., Юревич С.Н. Условия развития профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения. Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2014. С. 3–4. Тилекеев К.М. Повышение компетенций студентов в области инклюзивного образования // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. 2021. № 1. С. 40–44. Фадеева О.А., Гаськова О.Н. Организационно-методическое сопровождение повышения ИКТ-компетентности педагогов в современных условиях // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2019. № 7. С. 92–101.
Информация об авторе: Грошенкова Виктория Алексеевна, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, va-47@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7093-4824