7
Жуева Александра Геннадиевна
Луганский государственный педагогический университет
Педагогическая технология развития информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в процессе профильной подготовки в вузе: результаты внедрения
Жуева А.Г. Педагогическая технология развития информационной компетентности педагогов профессионального обучения в процессе профильной подготовки в вузе: результаты внедрения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 52-59. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-52-59
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-52-59
УДК: 378
Дата приема статьи в публикацию: 19.02.2021
Аннотация: В статье автором приводятся результаты исследования проблемы развития информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в процессе их профильной подготовки в вузе. Обосновывается актуальность проблемы, охарактеризованы этапы исследования. Проведенное исследование позволило выявить круг проблем, обуславливающих низкую эффективность формирования информационной компетентности педагогов профессионального обучения, общую неудовлетворённость этим работодателей и самих выпускников направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» и основные направления развития информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в процессе их профильной подготовки. На основе полученных результатов разведывательного этапа эксперимента, а также с учетом современных требований цифровой экономики к уровню информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения, тенденций и закономерностей современного образования и результатов анализа научно-педагогической литературы по проблеме исследования была обоснована, разработана и апробирована на практике педагогическая технология развития информационной компетентности педагогов профессионального обучения. Реализация данной технологии в рамках формирующего этапа педагогического эксперимента позволила значительно повысить эффективность развития исследуемого феномена у будущих педагогов профессионального обучения посредством задействования в данных целях потенциала профильных дисциплин.
Ключевые слова: педагогическая технология развития информационной компетентности педагогов профессионального обучения, профильная подготовка, педагогический эксперимент.
Список литературы: Виноградова Т.С. Информационная компетентность. Проблемы интерпретации // Человек и образование. 2012. № 2. С. 92–98. Жуева А.Г., Зинченко В.О. Сущность и структура информационной компетентности педагога профессионального обучения // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко / гл. ред. Е.Н. Трегубенко. Луганск, 2020, № 1 (40). С. 37–46. Жуева А.Г. Методологические основы развития информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения // Ученые записки Забайкальского государственного университета: науч. журнал / вып. ред. С.Е. Холодовский. 2021. Т. 16, № 3. С. 37–50. Жуева А.Г., Зинченко В.О. Требования к информационной компетентности педагога профессионального обучения в условиях цифровизации образования // Дистанционные образовательные технологии: сб. трудов V Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.Н. Таран. Симферополь, 2020. С. 38–41. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42. Клочко И.А. Понятие «информационная компетентность» в системе профессионального становления личности специалиста // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2014. № 24. С. 114–118. Колыхматов В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 8 (174). С. 91–95. Любезнова Л.В. От терминологии к терминосистеме в цифровом образовании // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. науч. тр.  XI Междунар. науч.-практ. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2019 г.: в 2 ч. М., 2019. Ч. 2. С. 400–404. Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2018. № 8. С. 107–113. Сейдаметова З.Н. Структура информационной компетентности инженеров-педагогов швейного профиля // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2015. № 34. С. 144–148. Смирнова Е.В. Аспекты психолого-педагогического воздействия и возможных медицинских последствий использования средств ИКТ // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. № 4 (17). Т. 5. С. 316–319. Тришина С.В. Сущность и структура информационной компетентности будущего специалиста // сб. Междунар. науч.-практ. конф. «Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты». URL: http://econf.rae.ru/article/7219 (дата обращения: 09.12.2021). Яковлева И.В., Косенко Т.С. Компетентностный и знаниевый подходы: философско-образовательные проблемы понимания и применения // Профессиональное образование в современном мире. 2020. № 1 (10). С. 3474–3480. Ilomäki L., Paavola S., Lakkala М., Kantosalo А. Digital competency – аn emergent boundary concept for policy and educational research. Education and Information Technologies, 2016, vol. 21 (3), pp. 655–679. Instefjord E. Appropriation of digital competency in pedagogue education. Nordic Journal of Digital Literacy, 2014, vol. 4 (9), pp. 313–329.
Информация об авторе: Жуева Александра Геннадиевна, Луганский государственный педагогический университет, г. Луганск, Луганская Народная Республика, vierinen@ya.ru, https://orcid.org/0000-0003-4573-4692