20
Воронцова Анна Валерьевна
Костромской государственный университет
Вишневская Оксана Николаевна
Костромской государственный университет
Голицина Светлана Сергеевна
Костромской государственный университет
Ершова Мария Валерьевна
Костромской государственный университет
Корсакова Анастасия Александровна
Костромской государственный университет
Петрова Мария Сергеевна
Костромской государственный университет
Сомкина Мария Александровна
Костромской государственный университет
Сутягина Татьяна Владимировна
Костромской государственный университет
Результаты диагностики воспитательных компетенций у обучающихся программ бакалавриата направления «Педагогическое образование»
Воронцова А.В., Вишневская О.Н., Голицина С.С., Ершова М.В., Корсакова А.А., Петрова М.С., Сомкина М.А., Сутягина Т.В. Результаты диагностики воспитательных компетенций у обучающихся программ бакалавриата направления «Педагогическое образование» // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 170-182. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-170-182
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-170-182
УДК: 378
Дата приема статьи в публикацию: 01.03.2022
Аннотация: В статье рассматривается методика диагностики воспитательных компетенций студентов педагогических направлений подготовки. Авторы представляют теоретические основания, на которых строится методика, в том числе содержание и структуру компетентностной модели выпускника. В статье характеризуются критерии оценки воспитательных компетенций и обосновываются методики, которые используются для диагностики по указанным критериям. Авторами описана общая процедура диагностики и требования к ней, форма представления результатов и рекомендаций для обучающихся. В статье подробно представлено содержание и процедура отдельных методик: тестирования, решения кейсовых заданий, ценностно-ориентационной игры, мотивационного опроса. В работе представляются и интерпретируются результаты проведения комплексной диагностики воспитательных компетенций будущих педагогов, высказываются предложения по развитию диагностического инструментария.
Ключевые слова: компетенция, воспитание, компетенции воспитателя, компетентностная модель, комплексная диагностика компетенций.
Список литературы: Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. Дорошенко В.А. Концепции как нормы образовательного стандарта. Екатеринбург, 2009. С. 3. Истомина И.П. Профессиональная подготовка будущих педагогов к формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся // Вестник НВГУ. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-buduschih-pedagogov-k-formirovaniyu-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-obuchayuschihsya (дата обращения: 14.11.2021). Коган Е.Я., Прудникова В.А. Проблемы формирования универсальных компетенций студентов в Российской системе подготовки кадров с прикладными квалификациями // Управление образованием: теория и практика. 2018. № 3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-universalnyh-kompetentsiy-studentov-v-rossiyskoy-sisteme-podgotovki-kadrovs-prikladnymi-kvalifikatsiyami (дата обращения: 28.01.2022). Кострова Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. 2011. № 12 (2). С. 58–60. Курнешова Л.Е. Диагностика профессиональных компетенций педагогов в соответствии с профессиональным стандартом: обзор практик, методов, инструментов // Наука и школа. 2016. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-professionalnyh-kompetentsiy-pedagogov-v-sootvetstvii-s-professionalnym-standartom-obzor-praktik-metodov-instrumentov (дата обращения: 20.10.2021). Лаптева М.Д. Компетентностный подход к рассмотрению социального взаимодействия // Акмеология. 2009. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-rassmotreniyu-sotsialnogo-vzaimodeystviya (дата обращения: 28.01.2022). Остапович О.В., Миллер В.В., Костюнина А.А. Оценивание уровня сформированности общепрофессиональных компетенций будущих педагогов-психологов на основе использования веб-квест технологии // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenivanie-urovnya-sformirovannosti-obscheprofessionalnyh-kompetentsiy-buduschih-pedagogov-psihologov-na-osnove-ispolzovaniya-veb (дата обращения: 26.10.2021). Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3++) по направлениям подготовки укрупненной группы 44.00.00. URL: http://fgosvo.ru/ fgosvo/133/132/12 (дата обращения: 19.10.2021). Романова И.В. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospityvayuschaya-sreda-kak-faktor-stanovleniya-i-razvitiya-lichnosti (дата обращения: 14.11.2021). Сахарчук Е.И. Воспитывающая среда: критерии качества // Известия ВГПУ. 2018. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospityvayuschaya-sreda-kak-faktor-stanovleniya-i-razvitiya-lichnosti (дата обращения: 13.11.2021). Томилин О.Б. Проблемы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 1 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kompetentnostnogo-podhoda-v-vysshem-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 28.01.2022). Хайтметов Р.К., Золотых Н.В. Условия формирования компетентности будущего педагога в личностно-развивающей воспитательной деятельности // Academic research in educational sciences. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-kompetentnosti-buduschego-pedagoga-v-lichnostno-razvivayuschey-vospitatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.11.2021). Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovaniya-primeneniya-kompetentnostnogo-podhod-k-proektirovaniyu-obrazovaniya (дата обращения: 14.11.2021).
Информация об авторе: Воронцова Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, annavorontsova@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-9706-1082
Информация о соавторе: Вишневская Оксана Николаевна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, cherry14.88@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1591-0077
Информация о соавторе: Голицина Светлана Сергеевна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, s_golicina@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-1160-6345
Информация о соавторе: Ершова Мария Валерьевна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, maria-120@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6194-8677
Информация о соавторе: Корсакова Анастасия Александровна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, korsakova.a.a@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6701-1076
Информация о соавторе: Петрова Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, otdelgmp@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2716-5791
Информация о соавторе: Сомкина Мария Александровна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, mariasomkina@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0001-5400-5147
Информация о соавторе: Сутягина Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, st980@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7998-2072