14
Скворцова Елена Викторовна
Белгородский университет кооперации, экономики и права
Слободчикова Юлия Витальевна
МИРЭА – Российский технологический университет
Психологическая характеристика отношений подростков со сверстниками с учетом особенностей их семейного воспитания
Скворцова Е.В., Слободчикова Ю.В. Психологическая характеристика отношений подростков со сверстниками с учетом особенностей их семейного воспитания // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 111-118. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-111-118
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-111-118
УДК: 37.018.1:159.9
Дата приема статьи в публикацию: 15.03.2022
Аннотация: В данной статье представлены результаты исследования взаимосвязи типа детско-родительских отношений и характеристик межличностных отношений подростков со сверстниками. Описаны основные аспекты становления системы межличностных отношений в подростковом возрасте. В исследовании в качестве респондентов выступали учащиеся факультета среднего профессионального образования АНО ВО «Белгородский университет кооперации экономики и права» в количестве 50 человек. Оценка характеристик межличностных отношений подростков проводилась по результатам следующих методик: методики диагностики межличностных отношений Т. Лири и «Комплексной методики оценки социального поведения (компетенции)», разработанной в Центре социологии образования РАО Д.Н. Хломовым, С.А. Баклушинским, О.Ю. Казьминой, что позволило выделить группу подростков с экстремально выраженными оценками качеств межличностных отношений. У подростков данной группы выявлены нарушения в построении межличностных отношений, имеются признаки дезадаптивности межличностного (социального) поведения. Особенности воспитательных стратегий в семьях подростков изучались с применением опросника родительского отношения к детям – «зеркало» для АСВ (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) и опросника «Взаимодействие родитель – ребенок» (И.М. Марковская). Использовались статистические методы обработки данных: t-критерий Стьюдента, Критерий Краскела – Уоллиса, кластерный анализ данных с использованием SPSS. В процессе работы были выявлены и описаны четыре типа семейного воспитания, в каждом из которых можно обнаружить характерные признаки нарушений в системе межличностных отношений. Результаты свидетельствуют о частичном подтверждении гипотезы о существовании взаимосвязи между различными аспектами межличностных отношений подростков и типами семейного воспитания.
Ключевые слова: межличностные отношения, стиль семейного воспитания, подростковый возраст.
Финансирование и благодарности: Эта работа была поддержана Российским фондом фундаментальных исследований, проект 19-013-00085.
Список литературы: Истратова О.Н., Кошель А.И. Общение со сверстниками подростков, находящихся в ситуациях семейного неблагополучия // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 633. Мясищев В.Н. (1893–1973). Психология отношений: избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2011. 398 с. Пряничникова Я.Д. Проблема формирования коллективных отношений подростков в условиях временного детского коллектива // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2018. № 3. С. 102–110. Славская А.Н. Основы психологии С.Л. Рубинштейна: философское обоснование развития. М.: Институт психологии РАН, 2015. 343 с. Хломов Д.Н. Руководство по оценке уровня развития социального поведения старшеклассников. М.: ЦСО РАО, 1993. 75 с. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001. 651 с.
Информация об авторе: Скворцова Елена Викторовна, кандидат психологических наук, Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белгород, Россия, skvorcova.ev2012@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1932-3443
Информация о соавторе: Слободчикова Юлия Витальевна, кандидат психологических наук, МИРЭА – Российский технологический университет, Москва, Россия, uvs-1601@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1257-0284