12
Морозова Ирина Станиславовна
Кемеровский государственный университет
Медовикова Евгения Александровна
Кемеровский государственный университет
Каргина Анастасия Евгеньевна
Кемеровский государственный университет
Особенности параметров психологической безопасности личности с различным уровнем профессиональной временной перспективы
Морозова И.С., Медовикова Е.А., Каргина А.Е. Особенности психологической безопасности личности с различным уровнем профессиональной временной перспективы в контексте профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 92-101. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-92-101
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-92-101
УДК: 159.9:316.6
Дата приема статьи в публикацию: 16.04.2022
Аннотация: Статья посвящена изучению параметров психологической безопасности субъекта профессиональной деятельности с учетом анализа его профессиональной временной перспективы. Дополнены представления о временной перспективе личности в рамках профессионального контекста. Актуализирована проблема учета профессиональной временной перспективы будущего, сущностные характеристики которой выступают основой ориентировки личности в ситуации риска/неопределенности и поиска адекватных способов достижения поставленной цели. Обосновано, что оценка оставшегося времени как более длительного промежутка позволяет фокусироваться на возможностях, что дает основание рассматривать личность с позиции осознанной регуляции деятельности. Определены параметры психологической безопасности личности с различным уровнем профессиональной временной перспективы. Описано, что респондентов с высоким уровнем оценки оставшегося времени жизни отличает устойчивая тенденция к планированию результатов деятельности, программированию способов поведения на пути достижения целей, устойчивость поведения в ситуации риска/неопределенности, высокий уровень осознанности в рамках производственной деятельности. Определено, что респонденты, оценивающие оставшееся время жизни как ограниченный временной отрезок, характеризуются низким уровнем развития представлений о факторах, оказывающих влияние на профессиональный процесс, неадекватностью оценки значимых обстоятельств, последствий собственных действий, низкой критичностью в отношении своих действий и поступков.
Ключевые слова: психологическая безопасность личности, профессиональная временная перспектива, оставшееся время личности, фокусирование на возможностях, фокусирование на ограничениях, эффективность профессиональной деятельности, работники предприятий угольной промышленности.
Финансирование и благодарности: Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 20-413-420003
Список литературы: Аванесян М.О. «Ближайшие дела» во временной перспективе личности // Жизненное пространство в психологии: теория и феноменология: сб. ст. / под ред. Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2020. С. 278–303. Агузумцян Р.В., Мурадян Е.Б. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 2 (19). С. 40–44. Ангелина Э.А. Временная перспектива и психологическая безопасность личности // Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека: материалы Междунар. науч.-практ. конф.; Донецк, 11 декабря 2020 года. Донецк: Донецкий национальный университет. 2020. С. 6–12. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3–18. Аркаева Н.И. Формирование смысложизненных ориентаций у студентов-психологов как фактор психологической безопасности личности // Концепт. 2015. № 2. С. 1–7. Баева И.А. Психология безопасности как основа анализа экстремальной ситуации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 145. С. 16–18. Базаров Т.Ю., Парамузов А.В. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника Х. Цахера и М. Фрезе «Профессиональная временная перспектива будущего» // Организационная психология. 2019. Т. 9, № 1. С. 57–80. Бухарина А.Ю., Толстых Н.Н. Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 2. С. 36–48. DOI 10.17759/jmfp.2019080204 Гончарова О.В. Психологическая безопасность личности в экстремальных условиях // Russian Journal of Education and Psychology. 2014. № 9 (41). С. 3–12. DOI https://doi.org/10.12731/2218-7405-2014-9-1 Дуганова Ю.К. Личностные особенности молодых людей с разным представлением о психологической безопасности: дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2014. 183 с. Забелина А.В. Проблема самоактуализации личности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 26–32. Ковдра А.С. Временная перспектива как предиспозиция психологической безопасности личности: дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2012. 224 с. Корнилова Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решений // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 1. С. 74–86. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время опасности и безопасности в субъектном опыте студентов // Известия Саратовского университета. Нов. сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. Вып. 3 (19). С. 231–236. DOI 10.18500/2304-9790-2016-5-3-231-236 Крыловская Е.Р. Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков // Материалы X Всерос. науч. конф. (г. Сочи, 9–10 октября 2020) / под ред. Макаревской Ю.Э., Рябикиной З.И., Дубовицкой Т.Д. и др. М.: Мир науки, 2020. С. 173–178. Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность // Научно-техническая революция и социальная психология: материалы межгородской конференции. М.: Наука, 1981. С. 76–84. Медовикова Е.А., Морозова И.С., Каргина А.Е. Предикторы психологической безопасности личности в условиях профессиональной среды // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 2 (52). С. 161–167. Медовикова Е.А., Морозова И. С., Каргина А.Е., Гриненко Д.Н. Содержательные характеристики психологической безопасности личности // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Красноярск, 26–27 ноября 2020 года / Красноярский гос. мед. ун-тет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. Красноярск: Версо, 2021. С. 151–159. Морозова И.С., Медовикова Е.А. Параметры временной перспективы во взаимосвязи с личностными особенностями студентов на различных этапах обучения // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 185–188. Морозова И.С., Медовикова Е.А., Мороденко Е.В., Гриненко Д.Н., Каргина А.Е. Обеспечение безопасности на производстве сотрудников, использующих различные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. № 2 (56). С. 161–168. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: Результаты и перспективы развития. М.: Институт психологии РАН. 2017. С. 501–509. Попова О.Н. Сбалансированность временной перспективы личности в прогнозировании эффективности самоопределения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск. 2020. 23 с. Смык Ю.В. Доверие в структуре психологической безопасности личности // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/doverie-v-strukture-psihologicheskoy-bezopasnosti-lichnosti (дата обращения: 12.01.2021). Тырсикова А.Д. Формирование стратегий психологической безопасности студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2012. 199 с. Умарова Г.М. Распределение ценностей безопасности студентов вуза при разном типе отношения ко времени // Психолог. 2015. № 6. С. 32–55. DOI 10.7256/2409-8701.2015.6.16890 Фазлиахметова Э.И. Самоактуализация личности в профессиях с преимущественно мужской и женской занятостью: дис. ... канд. психол. наук. Уфа, 2010. 157 с. Харламенкова Н.Е. Личность и преодоление трудных жизненных ситуаций // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 10–18. Шахова Л.И. Сопровождение психологической безопасности младших школьников и учащихся кадетских классов: риск-ресурсный подход // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 174. С. 159–169. Cohen G.L., Sherman D.K. The Psychology of Change: Self-Affirmation and Social Psychological Intervention. Annual Review of Psychology, 2014, vol. 65, рр. 333-371. DOI https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010213-115137 Edmondson A.C., Lei Z. Psychological Safety: The History, Renaissance, and Future of an Interpersonal Construct. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2014, vol. 1, рр. 23-43. DOI https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-031413-091305 Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Fractal Approach to the Interpretation of Psychological Safety of the Person. European Journal of Psychological Studies, 2015, vol. 2 (6), рр. 48-57. DOI 10.13187/vfp.2015.5.200 Shipp A.J., Cole M.S. Time in Individual-Level Organizational Studies: What Is It, How Is It Used, and Why Isn’t It Exploited More Often? Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2015, vol. 2, рр. 237-260. DOI https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032414-111245 Schonfeld I.S., Chang C.-H. Occupational Health Psychology. New York, NY: Springer, 2017. DOI 10.1891/9780826199683 Weick K.E. Perspective Construction in Organizational Behavior. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2017, vol. 4, рр. 1-17. DOI https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032516-113043
Информация об авторе: Морозова Ирина Станиславовна, доктор психологических наук, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия, ishmorozova@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-0862-7225
Информация о соавторе: Медовикова Евгения Александровна, кандидат психологических наук, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия, medovikova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4565-0635
Информация о соавторе: Каргина Анастасия Евгеньевна, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия, nstsjkrgn@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6246-6998