16
Крюковская Наталья Владимировна
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Характеристика познавательных процессов обучающихся с задержкой психического развития в начальной школе как основа реализации уровнево-дифференцированного подхода в коррекционно-педагогической работе
Крюковская Н.В. Характеристика познавательных процессов обучающихся с задержкой психического развития в начальной школе как основа реализации уровнево-дифференцированного подхода в коррекционно-педагогической работе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 132-147. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-132-147
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-132-147
УДК: 376
Дата приема статьи в публикацию: 14.04.2022
Аннотация: В статье представлен анализ результатов изучения познавательных процессов обучающихся с задержкой психического развития в начальной школе. На основе данного анализа выделены и охарактеризованы уровни сформированности познавательных процессов. В основе определения уровней находится количество полностью правильно выполненных заданий. У обучающихся с задержкой психического развития в I–V классах выявлено наличие низкого, ниже среднего и среднего уровня сформированности познавательных процессов. В качестве общих проявлений можно отметить наличие затруднений в логической переработке информации и построении выводов в связи с несформированностью мышления и мыслительных операций, трудности удержания в памяти речевой информации, а также сниженная возможность регуляции своей деятельности. Остальные проявления различаются в зависимости от уровня сформированости познавательных процессов. В связи с этим выделены условия проведения коррекционно-педагогической работы с учащимися с задержкой психического развития на коррекционных занятиях и уроках математики.
Ключевые слова: коррекционно-педагогическая работа, задержка психического развития, уровнево-дифференцированный подход, познавательные процессы, коррекционные занятия, уроки математики.
Список литературы: Бондарь Е.Н., Демильханов З.И. Основы дифференцированного подхода в обучении и воспитании // Вестник «Өрлеу-kst». 2017. № 2 (16). С. 15–18. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996. 216 с. Иванова И.Ю. Приемы дифференцированного обучения математике // Начальная школа. 2016. № 5. С. 33–36. Инденбаум Е.Л., Гостар А.А. К проблеме компонсации задержки психического развития в период начального образования // Дефектология. 2019. № 3. С. 3–12. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с ЗПР // Дефектология. 2017. № 2. С. 3–13. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: учебно-методическое пособие. СПб., 2005. 176 с. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование. 2013. № 5. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.phtml (дата обращения: 12.11.2021). Полякова М.А., Хаустова В.Н., Гладкова Н.А. Сущность дифференциации обучения // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Mеждунар. науч. конф. Краснодар, 2017. С. 103–104. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации / сост. и общ. ред. О.Е. Мухордовой, Т.В. Шрейбер. Ижевск, 2011. 70 с. Психолог в дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т.В. Лаврентьевой. М., 2004. 144 с. Скира Е.В. Формирование базовых учебных действий у младших школьников с легкой умственной отсталостью на уроках математики // Дефектология. 2019. № 2. С. 54–62. Яковлева В.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками // Начальная школа. 2004. № 5. С. 38–42.
Информация об авторе: Крюковская Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Беларусь, nim-ta@mail.ru, https//orcid.org/0000-0001-8044-3378