15
Краснощеченко Ирина Петровна
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Платонов Александр Сергеевич
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Отношение родителей к музыкальному образованию детей как фактор самореализации учащихся детских школ искусств (по результатам онлайн-опросов детей и родителей)
Краснощеченко И.П., Платонов А.С. Отношение родителей к музыкальному образованию детей как фактор самореализации учащихся детских школ искусств (по результатам онлайн-опросов детей и родителей) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 119-131. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-119-131
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-119-131
УДК: 78
Дата приема статьи в публикацию: 01.04.2022
Аннотация: В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение влияния отношения родителей к музыкальному образованию детей в контексте развития и самореализации учащихся детских школ искусств. В работе анализируются преобладающие ценности, интересы, отношение к обучению, самооценки возможностей и результативности самореализации в образовательном пространстве, а также оценки родителями возможностей развития, самореализации, результатов образовательного процесса детей в условиях школ искусств. В качестве методического инструментария использованы 2 авторских опросника – для учащихся ДШИ и их родителей, размещенные в Google-формах. Для обработки результатов применялся статистический пакет Microsoft Office Excel. Всего в исследовании приняли участие 134 учащихся ДШИ и 139 взрослых – родители детей, обучающихся в музыкальных школах двух регионов Центральной России: Брянской и Калужской областей. В работе показано, что большинство учащихся позитивно оценивает результаты обучения в музыкальной школе: музыкальное образование создает условия для формирования их мировоззрения, ценностей, вхождения в культуру, обогащает ценностную сферу, способствует формированию соответствующей направленности личности – интереса, увлечения музыкой. Дети, обучающиеся в ДШИ, нуждаются в добрых отношениях, поддержке как педагогов, так родителей. Большинство школьников констатировали преобладание положительных, доброжелательных отношений между ними и педагогами. Исследование подтвердило значимость для самореализации учащихся в образовательном пространстве ДШИ родительской поддержки. Родители оказывают решающую роль в принятии решения об обучении детей в музыкальной школе. Установлена взаимосвязь: родители, воспринимающие детей как одаренных и талантливых, больше времени уделяют своим детям, проявляют бо́льшую заинтересованность в делах и успехах детей, проявляют бо́льшую включенность в их музыкальное образование и творческую деятельность.
Ключевые слова: детская школа искусств, учащиеся ДШИ, родители учащихся, отношение родителей к музыкальному образованию детей, педагоги ДШИ, интересы, ценности, самореализация.
Список литературы: Байбородова Л.В. Формирование субъектной позиции ребенка в условиях дополнительного образования // Вестник Калужского университета. Сер. 1: Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Т. 2. № 3. С. 14–19. Бахтюрина Г.А. Развитие творческого потенциала учащихся ДМШ, ДШИ на уроках музыкальной литературы // Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности: межвуз. сб. науч. работ IХ Всерос. науч.-практ. конф. / ред.-сост. А.Е. Новиков. 2018. С. 261–267. Белкина М.А., Ульянова Е.А. Развитие креативного потенциала учащихся ДМШ и ДШИ // Вестник научных конференций. 2017. № 5–4 (21). С. 14–15. Бряткова С.Ю. Развитие творческих способностей учащихся по классу фортепиано в образовательном процессе ДШИhttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=41816363 // Формирование патриотизма и гражданской идентичности в процессе приобщения детей и подростков к музицированию: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. М.Л. Космовская. Курск, 2020. С. 58–61. Дополнительное образование детей: история и современность: учеб. пособие для академического бакалавриата / отв. ред. А.В. Золотарева. 2-е изд., испр. и доп. М., 2019. 267 с. Едакина А.С. Влияние импровизации на развитие музыкально-творческих способностей учащихся-пианистов в ДШИ и ДМШ // Художественное произведение в современной культуре: творчество – исполнительство – гуманитарное знание: сб. статей и материалов. Челябинск, 2019. С. 120–124. Иванова И.В. Рефлексивные педагогические технологии в формировании готовности подростков к саморазвитию в дополнительном образовании // Вестник Калужского университета. Сер. 1: Психологические науки. Педагогические науки. 2020. Т. 3. № 1 (6). С. 90–96. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания образования: Федеральный закон № 304-ФЗ от 31.08.2020 г. URL: http: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 10.12.2021) О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: в 2 ч.: монография: сб. материалов для детских школ искусств / авт.-сост. А.О. Аракелова. М., 2012. Ч. 1. 118 с. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://zakonobobrazovanii.ru/ (дата обращения: 10.11.2021). Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства и сроку обучения по этой программе: приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 163. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70053524 (дата обращения: 10.11.2021) Панов В.И. Проблемы и возможные риски социализации в условиях ускорения научно-технического прогресса // Вестник Калужского университета. Сер. 1: Психологические науки. Педагогические науки. 2021. Т. 4, № 2. С. 4–11. DOI: 10.54072/26586568_2021_4_2_4 Платонов А.С. Профессиональная самореализация педагогов ДШИ: самооценка результативности // Социализация в глобальном мире: вызовы современности: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 20–21 мая 2021 года. Калуга, 2021. С. 146–160. Поколение Z – самое правильное поколение // Аккредитация в образовании. № 8 (100). 2017. С. 80–84. Попова Н.Е., Букминов А.А. Музыкальное образование в центрах дополнительного образования: развлечение или упорный труд // Современный ученый. 2020. № 1. С. 137–141. Рожков М.И., Иванова И.В. Сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С 131–138. Сапа А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24–30. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. пособие. СПб., 2008. 212 с. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999. 608 с.
Информация об авторе: Краснощеченко Ирина Петровна, доктор психологических наук, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, krasnoshhechenko_ip@tksu.ru, https://orcid.org/0000-0002-8274-960X
Информация о соавторе: Платонов Александр Сергеевич, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, директор Детской школы искусств № 3 им. Г.В. Свиридова, г. Брянск, https://orcid.org/0000-0001-6726-5036