1
Харисова Инга Геннадьевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Организаторские способности в структуре универсальных педагогических компетенций как результат подготовки будущих педагогов на разных этапах образования
Харисова И.Г. Организаторские способности в структуре универсальных педагогических компетенций как результат подготовки будущих педагогов на разных этапах образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 5-12. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-5-12
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-5-12
УДК: 378
Дата приема статьи в публикацию: 23.03.2022
Аннотация: Организаторские способности можно рассматривать в качестве важной составляющей педагогического потенциала специалиста сферы образования. Их развитие является одной из значимых для подготовки педагога задач. Выделение данных характеристик в структуре компетенций, наличие которых у выпускников педагогических классов, колледжей и вузов обуславливает их успех в профессии, поможет выстроить непрерывный и преемственный процесс формирования готовности будущих педагогов к решению организаторских задач. Анализ психолого-педагогической литературы, в том числе работ А.Н. Лутошкина, Л.И. Уманского, Л.Ф. Спирина, результаты исследования приоритетов педагогической профессии будущих и действующих педагогов позволили выделить отдельные составляющие организаторских способностей, характеризующие готовность специалиста к организации деятельности участников образовательного процесса и ориентирующие его на самоорганизацию и профессиональное саморазвитие. Работа с индикаторами универсальных педагогических компетенций помогла обозначить характеристики (знания, отношения, качества), которые могут свидетельствовать о проявлениях организаторского потенциала обучающихся на отдельных этапах подготовки. Выделенные ориентиры обеспечат целенаправленность развития организаторских способностей будущих педагогов в рамках реализации образовательных программ педагогической направленности, а также позволят проектировать процесс их формирования на основе уже достигнутых результатов.
Ключевые слова: организаторские способности, подготовка педагога, преемственность подготовки, организаторский потенциал педагога, педагогическое образование, универсальные педагогические компетенции, компетентностный подход.
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Научное обоснование и выработка методологии обеспечения преемственности ФГОС общего, среднего профессионального и высшего педагогического образования в интересах создания единого образовательного пространства подготовки педагогических кадров».
Список литературы: Байбородова Л.В. Подготовка будущих педагогов к организаторской деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 55–62. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-55-62 Галеева Н. Формирование организаторских способностей у школьников // Воспитание школьников. 2008. № 3. С. 20–28. Ермакова Ж.А. Лидерство как социально-психологический феномен. М., 2006. 189 с. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие. М., 2004. 240 с. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 117 с. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1986. 208 с. Малиновский А.В. Воспитательный потенциал лидерства в современном детском общественном объединении // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 89–96. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-89-96 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 720 с. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М., 1997. 33 с. Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания: книга для учи теля. М., 1993. 192 с. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. 160 с. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. 320 с. Kharisova I.G., Makeeva T.V., Kazakova E.I., Tarkhanova I.Y. Identifying a value-based framework of teaching from the point of view of modern socio-professional pedagogues’ community. Science for Education Today, 2021, vol. 11/ 5, pp. 7–25. DOI http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2105.01
Информация об авторе: Харисова Инга Геннадьевна, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, i.kharisova@yspu.org, https://orcid.org/0000-0002-7782-664X