19
Гребенкина Александра Сергеевна
Академия гражданской защиты МЧС ДНР
Психолого-педагогические аспекты математической подготовки будущих инженеров пожарно-технических специальностей
Гребенкина А.С. Психолого-педагогические аспекты математической подготовки будущих инженеров пожарно-технических специальностей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 163-169. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-163-169
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-163-169
УДК: 614.8
Дата приема статьи в публикацию: 20.04.2022
Аннотация: В статье изучается проблема трудностей изучения математики будущими инженерами пожарной и техносферной безопасности. К основным трудностям отнесены когнитивные, мотивационные и практические. Для их преодоления предложено реализовать практико-ориентированный подход к обучению. Описаны характерные особенности трудностей в обучении математике, возникающие у курсантов пожарно-технических специальностей. Указаны возможные педагогические приёмы, приводящие к повышению понимания курсантами учебного материала по математике. Для преодоления когнитивных трудностей предложено привести содержание математических дисциплин в соответствие квалификационным требованиям к инженеру гражданской защиты. Для этого рекомендовано оставить в содержании дисциплины только те разделы, которые находят практическое применение в служебной деятельности специалиста МЧС. Указаны условия, допускающие замену строгих математических формулировок упрощенными объяснениями. Для преодоления мотивационных трудностей предложен авторский подход к организации занятий по математике. С целью формирования практического профессионального опыта курсантов при обучении математике рекомендовано проводить занятия с привлечением аттестованных специалистов МЧС и выездные занятия. Описан ход проведения таких занятий. Для преодоления практических трудностей предложено наполнить содержание математических дисциплин практико-ориентированными математическими задачами. Сформулированы требования к условию таких задач, приведены примеры.
Ключевые слова: высшая математика, практико-ориентированное обучение, содержание математических дисциплин, трудности обучения математике, мотивация, практико-ориентированная задача, пожарная безопасность, техносферная безопасность.
Список литературы: Аниськина М.С. Роль факторов социальной среды в обучении математике в процессе психолого-педагогического сопровождения // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. № 2. С. 68–76. Бермант А.Ф., Араманович И.Г. Краткий курс математического анализа: учеб. пособие. СПб.: Лань, 2010. 736 с. Богомолова Е.П.Формирование программы по математике в техническом университете и качество математических знаний // Образование и наука. 2016. № 1 (130). С. 34–50. Галица А. Психологические аспекты ученого процесса в высших учебных заведениях // Высшая школа. 2013. № 1. С. 48–56. Гусев В.А. Теория и методика обучения математике: психологические и педагогические основы [Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 458 с.)]. М.: Лаборатория знаний, 2017. Систем. требования: Adobe Reader XI; экран 10''. Ермилов А.В. Формирование профессионально значимых качеств бакалавров в вузах МЧС России: автореф. дис. … канд. пед. наук. Орёл, 2020. 24 с. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся: автореф. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 20 с. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50–53. Лунгу К.Н. Систематизация приемов учебной деятельности студентов при обучении математике. М.:URSS, 2020. 422 с. Парыгина С.А. Психолого-педагогические условия преодоления трудностей, возникающих у студентов вузов при изучении математике: автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2011. 26 с. Попов Н.И., Никифорова Е.Н. Методические подходы при экспериментальном обучении математике студентов вуза // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1. С. 193–206. DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.193-206. Прусова Н.А. Методика обучения дискретной математике курсантов военного вуза с использованием электронного учебного пособия: автореф. … канд. пед. наук. Ярославль, 2017. 23 с. Филатов В.В., Гобыш А.В.Реализация профессиональной направленности обучения математическим дисциплинам в техническом вузе // Вестник ТвГУ. Сер.: Педагогика и психология. 2020. Вып. 1 (50). С. 227–234. Хозяинова М.С. Обучение содержательному анализу математического материала при изучении алгебры в техническом вузе: автореф. … канд. пед. наук. Сыктывкар, 2017. 25 с. Чухнов А.С., Поздняков С.Н.Педагогические и методические аспекты неинвазивного мониторинга (на примере обучения математике в школе и вузе) //Компьютерные инструменты в образовании. 2020. № 4. С. 113–145. Goold E. Mathematics: Creating value for engineering students. “Mathematics: Creating Value for Engineering Students”. 17th SEFI Mathematics Working Group seminar. Dublin, 2014. URL: https://arrow.dit.ie/ittengcon/7 (дата обращения:16.01.2022).
Информация об авторе: Гребенкина Александра Сергеевна, кандидат технических наук, Академия гражданской защиты МЧС ДНР, Донецк, Донецкая Народная Республика, grebenkina.aleks@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8161-6872