5
Гладких Валентина Владимировна
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Скребова Екатерина Геннадьевна
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Дьяков Денис Евгеньевич
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Бокова Мария Михайловна
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Технология структурирования и анализа информации текста на занятиях по иностранному языку в военном вузе инженерно-технического профиля
Гладких В.В., Скребова Е.Г., Дьяков Д.Е., Бокова М.М. Технология структурирования и анализа информации текста на занятиях по иностранному языку в военном вузе инженерно-технического профиля // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 37-45. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-37-45
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-37-45
УДК: 811.1:355.1
Дата приема статьи в публикацию: 18.04.2022
Аннотация: В статье рассматривается использование разрабатываемой авторами технологии структурирования и анализа информации на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в военном вузе инженерно-технического профиля. Целью представляемой технологии является эффективная организация текстовой деятельности обучающихся, предполагающая комплексный анализ текста для осуществления поиска, извлечения необходимой информации из различных источников, оценивания и передачи содержания этой информации адекватно реализуемым коммуникативным намерениям в ситуации учебного и естественного профессионального общения будущих военных специалистов (сжато, полно, выборочно). Опыт применения технологии показал, что разработанный авторами алгоритм ориентирования в проблемном поле текста представляет собой систему понятийного аппарата и действий, с помощью которой обучающиеся структурируют и анализируют информацию. Использование интеллектуальной обучающей программы в процессе анализа проблемного поля учебных текстов является эффективным инструментом для концептуально-технологического моделирования текстовой деятельности обучающихся, поскольку позволяет наглядно продемонстрировать не только семантико-структурную организацию текста, но и синтаксические особенности позиционной структуры предложений изучаемого языка, а также возможности их трансформации.
Ключевые слова: военные вузы инженерно-технического профиля, интеллектуальная обучающая программа, прогнозируемый результат, семантико-структурная организация текста, текстовая деятельность, технология структурирования и анализа информации, учебный текст
Список литературы: Антонова Т.В. Потенциал реверсивной технологии в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. Кострома, 2020. Т. 26, № 1. С. 187–191. Биченок Л.П. Современные тенденции обучения русскому языку как иностранному в военном вузе (опыт проведения практического занятия) // Вестник военного образования. 2021. № 3 (30). С. 79–83. Лебедев В.В. Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов»: теория и практика: учеб. пособие. М., 2011. 368 с. Орехова Е.Н. Межкультурная коммуникация как основа эффективного обучения иностранным языкам // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. Кострома, 2021. Т. 27, № 2. С. 168–174. Останина С.А. Компетентностный подход к обучению студентов вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 5. С. 35. Скребовa Е.Г. Немецкий язык. Транспортные средства специального назначения: учебник. Воронеж, 2019. 162 с. Скребова Е.Г. Формирование профессионального тезауруса предметно-образовательной области средствами иностранного языка // Перспективы науки. 2020. № 5 (128). С. 173–176. Токарева Т.Е. Формирование коммуникативной компетенции как основа обучения военнослужащих из СНГ (гуманитарный профиль) // Обучение иностранных специалистов в вузах: проблемы, тенденции, решения: материалы Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. (28–29 октября 1999 г.). Тверь, 1999. С. 159–162. Управление познавательной деятельностью учащихся / под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. М., 1972. 263 с. Camilleri Mark. Digital learning resources and ubiquitous technologies in education, M.A. Camilleri, A.C. Camilleri. Technology, Knowledge and Learning, 2017, № 22 (1), pp. 65–82. Jarvis Henry. From Computer Assisted Language Learning (CALL) to Mobile Assisted Language Use (MALU), H. Jarvis, M. Achilleos. The Electronic Journal for English as a Second Language, 2013, vol. 16, № 4, pp. 1–12. Weinstein Claire. The Teaching of Learning Strategies. Handbook of Research on Teaching, C.E. Weinstein, R.E. Mayer. New York, Macmillan, 1986, pp. 315–327.
Информация об авторе: Гладких Валентина Владимировна, доктор педагогических наук, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Воронеж, Россия, voenprof.gv@yandex.ru
Информация о соавторе: Скребова Екатерина Геннадьевна, кандидат филологических наук, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Воронеж, Россия, dolgorukaja1@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-9850-3973
Информация о соавторе: Дьяков Денис Евгеньевич, кандидат технических наук, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Воронеж, Россия, snooker646@rambler.ru
Информация о соавторе: Бокова Мария Михайловна, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Воронеж, Россия, rycja@mail.ru